В состав воскресных богослужений от недели Фоминой до Пятидесятницы входят следующие песнопения:
1) пасхальные;
2) воскресные (по гласу недели);
3) Цветной Триоди.
Все эти песнопения помещены последовательно в Цветной Триоди. Пасхальные песнопения обозначаются в богослужебных книгах словом «Пасха», например: «канон Пасхи». Воскресные песнопения обозначаются словом «воскресны», например: «стихиры воскресны».
Песнопения Триоди обозначаются словами: «Триоди», «праздника», «праздника Триоди», «настоящия Недели», или названием Недели: мироносиц, расслабленного, слепого, или словом «дне», например: «седален дне».
Но после Преполовения (т.е. в дни попразднства Преполовения, которое продолжается 7 дней) слово «праздника» указывает на песнопения Преполовения, а не Недели расслабленного или самаряныни.
Во все Недели (воскресенья) Цветной Триоди Минея оставляются, за исключением служб святого великомученика Георгия, святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову, святителю Николаю и храмового праздника. Службы остальным святым (полиелейным) и бдением завершаются на повечериях.
В седмичные дни от Недели Фоминой до отдания Пасхи службы Цветной Триоди соединяются с Минеей, причем песнопения Триоди (стихиры, тропари, каноны) всюду предваряют песнопения Минеи.
Уставной порядок пения и чтения тропаря «Христос воскресе... »
От Фоминой Недели до отдания Пасхи все службы начинаются (после возгласа иерея) троекратным пением или чтением тропаря: «Христос воскресе...».
Так, в начале всенощного бдения «Христос воскресе...» поется трижды священнослужителями, причем третий раз они поют половину тропаря, а хор доканчивает: «И сущим во гробех живот даровав». Перед шестопсалмием этот тропарь трижды поет хор.
На литургии, после возгласа: «Благословенно Царство...» священнослужители в алтаре поют два с половиной раза тропарь: «Христос воскресе...».
Хор доканчивает: «И сущим во гробех живот даровав». (Царские врата в это время открываются). «Христос воскресе...» поется (один раз) также вместо «Видехом свет истинный...» и после возгласа: «Слава Тебе, Христе Боже...» (трижды). Но в конце всех прочих служб (вечерни, утрени и др.), после возгласа: «Слава Тебе, Христе Боже...» – конец обычный: «Слава, и ныне...» и прочее.
Тропарь «Христос воскресе...» поется также в начале молебна, панихиды, таинства Крещения, венчания, отпевания и других служб.
На воскресном всенощном бдении стихиры Пасхи с припевами «Да воскреснет Бог» поются только после стиховных (воскресных) стихир Великой вечерни, причем порядок пения их таков: первая стихира воскресная, а затем пасхальная. Далее на «Слава» поется стихира снова воскресная, на «И ныне» – пасхальная «Воскресения день и просветимся торжеством...». В конце последней стихиры Пасхи «Христос воскресе» поется только один раз. На утрени в хвалитных стихирах стихиры Пасхи не поются. В седмичные дни стихиры Пасхи не поются вовсе.
На воскресном всенощном бдении, после прочтения Евангелия, «Воскресение Христово видевше...» поется трижды. В седмичные дни «Воскресение Христово видевше...» поется на утрени один раз (после кафизмы).
Канон Пасхи с богородичными поется (в соединении с каноном Цветной Триоди) в Недели: жен-мироносиц, о расслабленном, о самаряныне и о слепом. К Богородичним тропарям припев: «Пресвятая Богородице, спаси нас». К тропарям Триоди припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Заключительное «Христос воскресе...» (трижды) в конце каждой песни не поется.
9-я песнь поется следующим образом. После 8-й песни – ирмос: «Светися, светися», припев «Христос воскресе из мертвых» и тропарь: «О Божественного, о любезного», затем припев и тропарь: «О, Пасха Велия»; после этого Богородичны тропаря с припевом: «Пресвятая Богородице, спаси нас» и затем читаются тропари канона Триоди с припевом к тропарям: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».
После канона – светилен Пасхи и Триоди.
В седмичные дни канон Пасхи не поется,[204] но и в полиелейные праздники на катавасии поются только ирмосы Пасхи. Указание Типикона относительно пения в седмичные дни (от Недели Фоминой до отдания Пасхи) «канона праздника» следует понимать в том смысле, что в эти дни поется из Цветной Триоди канон настоящей Недели (Фоминой, жен-мироносиц и т.д.) или Преполовения (от праздника Преполовения до отдания его).[205]
Во все Недели (воскресенья) до отдания Пасхи «Честнейшую» не поется, после катавасии 8-й песни сразу следует ирмос 9-й песни. Но в седмичные дни «Честнейшую» поется.
Экзапостиларий «Плотию уснув» поется в тех же неделях, когда поется и канон Пасхи. Во время пения канона и экзапостилария царския врата открыты.
На 1-м часе принято петь вместо «Взбранной Воеводе...» кондак: «Аще и во гроб...».
В воскресные и седмичные дни – в период пения Цветной Триоди – на литургии поются изобразительны.
После малого входа (в воскресенья) – тропарь воскресный, «Слава» – кондак Триоди, «И ныне» – кондак Пасхи. Вместо «Достойно» – «Ангел вопияше... Светися, светися...».
Причастен Пасхи – «Тело Христово приимите» (во все дни от отдания Пасхи, кроме седмиц Фоминой и Преполовения с его попразднством).
В воскресные и седмичные дни отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых, Христос, истинный Бог наш...». Пасхальный отпуст произносится только после литургии в день отдания Пасхи.
Земные поклоны во время богослужения до дня Святой Троицы Устав отменяет.