Погребение Божией Матери в современной церковной практике

Погребение в храме Московской духовной академии, по благословению Святейшего Патриарха, совершается в тот же день вечером, но по Уставу положено на третий день. Богослужение начинается с бдения. Вначале праздничная вечерня, а затем утреня. На «Бог Господь...» при пении особых тропарей из Иерусалимского последования «Благообразных ученик лик», «Слава: «Егда снизила еси к смерти, Живота Мати бессмертная», «И ныне: Священным учеником в Гефсиманию тело Матери Божия носящим...», поющихся распевом на подобен «Благообразный Иосиф...», духовенство выходит к плащанице, и читаются статии «Непорочны». Перед 1-й статией совершается полное каждение, перед 2-й – малое, после 3-й статии поются особые тропари: «Архангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившуюся...» с припевом «Благословенная Владычица, просвети мя светом Сына Твоего». В это время совершается каждение всего храма. Затем малая ектенья, антифон 4 гласа: «От юности моея...» (полиелей и величание не поются), прокимен «Помяну имя Твое...» и Евангелие Луки, зачало 4. Потом – «Слава: Молитвами Богородицы...», «И ныне» – то же, «Помилуй мя, Боже...» и стихира праздника. Далее «Спаси, Боже, люди Твоя...», возглас и каноны 2, читаемые из Минеи. Они же помещены и в Иерусалимском последовании.

В это время не помазывают. Духовенство уходит в алтарь, а на великом славословии вновь выходит к плащанице. Совершается трижды каждение вокруг плащаницы, земной поклон и обнесение плащаницы вокруг храма. Предстоятель идет с Евангелием под плащаницей в полном облачении. В это время хор поет «Святый Боже...». После обнесения плащаница полагается на свое место при пении тропаря праздника («Премудрость, прости» не говорится). Затем трижды каждение вокруг плащаницы и совершается помазание елеем, ектеньи и отпуст.