История праздника

Как было указано нами в разделе, посвященном истории праздника Рождества Христова, начало празднования Богоявления относится ко временам апостольским. О нем упоминается и в «Постановлениях Апостольских», где говорится: «Богоявления праздник да празднуется, понеже в тот день бысть явление Христова Божества, свидетельствовавшу Его Отцу в Крещении, и Утешителю Святому Духу, в виде голубине, показавшу предстоящим свидетельствованнаго» (кн. 5, глава 42; кн. 8, глава 33). Во II веке на празднование Крещения Господня и ночное перед этим праздником бдение (богослужение) указывает Климент Александрийский. В III веке свои беседы на Богоявление составили священномученик Ипполит Римский и святой Григорий Неокесарийский. Святые отцы IV века: Григорий Богослов, Григорий Нисский, Амвросий Медиоланский, Иоанн Златоуст, Августин и многие другие оставили нам свои глубоконазидательные поучения, произнесенные ими в праздник Богоявления.

Святые отцы: Анатолий, архиепископ Константинопольский (V век), Андрей и Софроний Иерусалимские (VII век), Косма Маиумский и Иоанн Дамаскин (VIII век), составили каноны, а Герман, патриарх Константинопольский, Иосиф Студит, Феофан и Византий (IX век) составили многие песнопения на праздник Крещения Христова, до сих пор поющиеся в день праздника.

Относительно празднования Крещения между Восточной и Западной Церквами не было той разницы, какая существовала относительно празднования Рождества Христова: на Востоке и на Западе праздник с одинаковой торжественностью праздновался 6/19 января.

Как уже указывалось выше, до IV века Крещение и Рождество праздновались совместно 6/19 января и выделение праздника Рождества Христова и перенесение его празднования на 25 декабря/7 января произошло в IV веке. Древняя Церковь 6/19 января, кроме указанных событий, воспоминала и другие, в которых выразилось Божественное достоинство и посланничество Иисуса Христа – как при рождении Его, так и при вступлении Его на проповедь после Крещения, а именно:

1) поклонение волхвов, как откровение Иисуса Христа миру языческому, посредством чудесной звезды (от этого воспоминания самый праздник Крещения в Западной Церкви получил название «праздника трех царей»; в Восточной Церкви, оно хотя и входило в состав праздника, но ничем в характере праздника не выразилось);

2) явление Божественной силы Иисуса Христа в первом чуде Его на браке в Кане Галилейской;

3) чудесное насыщение Иисусом Христом 5000 человек (в Африканской Церкви).

Предпразднство Крещения (со 2/15 по 5/18 января)

Богоявление издревле находится в числе великих двунадесятых праздников. Еще в «Постановлениях Апостольских» (кн. 5, глава 12) заповедано: «Да будет у вас в великом уважении день, в который Господь явил нам Божество». Этот праздник в Православной Церкви совершается с равным торжеством, как и праздник Рождества Христова. Оба эти праздника, соединенные святками, составляют как бы одно торжество.

Почти сразу же после отдания праздника Рождества Христова Церковь начинает со 2 января приготовлять нас к празднику Крещения особыми стихирами, тропарями (на вечерни), трипеснцами (на повечерии) и канонами (на утрени). Некоторые церковные песнопения в честь Богоявления мы слышали уже с 1/14 января: на утрени праздника Обрезания поются на катавасии ирмосы канонов Богоявления: «Глубины открыл есть дно...» и «Шествует морскую волнящуюся бурю...».

Следуя от Вифлеема к Иордану и сретая событие Крещения, Церковь в предпразднственных стихирах призывает верующих: «От Вифлеема на Иордан прейдем, тамо бо свет сущим во тьме озаряти уже начинает»[46].

Ближайшая суббота и воскресенье перед Крещением называются субботой и неделей пред Богоявлением (или Просвещением). В названную субботу полагаются по Уставу особые Апостол (Тим., зачало 284) и Евангелие (Мф., зачало 5), а в Неделю пред Богоявлением – особый прокимен, глас 6: «Спаси, Господи, люди Твоя...», Апостол (Тим., зачало 296) и Евангелие (Мр., зачало 1), посвященные наступающему празднику. Суббота и Неделя пред Просвещением всегда бывают после отдания праздника Рождества Христова.