Великое освящение воды

Воспоминание Иорданского события Церковь усугубляет особым обрядом великого освящения воды. В навечерие праздника вода освящается сразу после заамвонной молитвы, если совершается литургия святителя Василия Великого. А если вечерня совершается отдельно, без соединения с литургией, освящение воды бывает в конце вечерни, после ектеньи: «Исполним вечернюю молитву...» и главопреклоненного возгласа священника: «Буди держава...». Священники при пении тропаря «Глас Господень на водах...» через царские врата выходят к сосудам, наполненным водой, неся на главе честный Крест, и начинается освящение воды.

Освящение воды совершается также и в самый праздник после литургии (сразу после заамвонной молитвы).

Православная Церковь издревле совершает великое освящение воды как в навечерне, так и в самый праздник. Благодать освещения воды подается одна и та же – как в навечерие, так и в самый день Богоявления. В навечерие совершается освещение воды в воспоминание Крещения Господа, освятившего естество водное, а также и крещения оглашенных, которое совершалось в древности в этот день (см.: Пост. Апостолов, кн. 5, глава 13; исторические свидетельства Феодорита и Никифора Каллиста); в самый же праздник освящение воды совершается собственно в воспоминание Крещения Спасителя. Водоосвящение в самый праздник получило свое начало в Иерусалимской Церкви и в IV-V веках совершалось лишь в ней одной, где был обычай выходить на реку Иордан для совершения водосвятия в честь воспоминания о Крещении Спасителя. Поэтому, если в навечерие водоосвящение совершается в храмах, то в самый праздник водоосвящение обычно совершается на реках, источниках и колодцах («хождение на Иордань»), ибо Христос крестился вне храма (об этом см. определение Московского собора 1667 г.).

Великое освящение воды получило свое начало в первые времена христианства, по примеру Самого Господа, освятившего воды Своим погружением в них, и, установившего таинство Крещения. Чин освящения воды приписывается евангелисту Матфею. Несколько молитв на водоосвящение написал святой Прокл, архиепископ Константинопольский. Окончательное устройство чина приписывается святому Софронию, патриарху Иерусалимскому. Об освящении воды в праздник упоминает уже учитель Церкви Тертуллиан и святой Киприан. В «Апостольских Постановлениях» содержатся и молитвы, произносившиеся при освящении воды. Так, в книге 8-й говорится: «Священник призовет Господа и скажет: «И ныне освяти воду сию, и даждь ей благодать и силу». Святитель Василий Великий пишет: «По какому писанию благословляем мы и воду крещения? – от Апостольского предания, по преемству в тайне» (91-е правило). Святитель Иоанн Златоуст пишет об особом свойстве воды, освященной в день Крещения: она не портится продолжительное время, что было замечено еще в древности.

Спустя около полувека после Златоуста, именно во второй половине V века, Антиохийский патриарх Петр Фулон ввел обыкновение совершать освящение воды не в полночь, а в навечерие Богоявления. В Русской Церкви Московский собор 1667 г. постановил совершать двукратное водоосвящение – в навечерие и в самый праздник Богоявления и осудил патриарха Никона, который запретил двукратное водоосвящение.[50]