Последование великого освящения воды

Последование великого освящения воды как в навечерие, так и в самый праздник одно и тоже; в некоторых частях оно имеет сходство с последованием малого освящения воды и состоит в воспоминании пророчеств, относящихся к событию Крещения (паремии), самого события (Апостол и Евангелие) и его значения в ектеньи и молитвах, в призывании благословения Божия на воды и троекратном погружении в них животворящего Креста Господня.

Чин водоосвящения совершается следующим образом: После заамвонной молитвы (в конце литургии) или ектеньи: «Исполним вечернюю молитву» (в конце вечерни) настоятель в полном облачении (как во время совершения литургии),[51] и прочие священники только в епитрахили, фелони и поручах выходят через царские врата к священной купели в притвор или на источник. Впереди идут певцы с пением тропарей «Глас Господень» и др., в которых воспоминаются обстоятельства Крещения Спасителя. За певцами следуют свещеносцы со свечами, диаконы с кадилами и настоятель, несущий Честный Крест на непокрытой главе (обычно Крест полагается на воздухе). На месте водоосвящения Крест полагается на благоукрашенный стол, на котором должна стоять чаша с водой и вокруг три свечи. Во время пения тропарей настоятель с законом совершает каждение приготовленной к освящению воды (окрест стола трижды), а если водоосвящение совершается в храме, то кадит также алтарь, священнослужителей, певцов и народ.

По окончании пения трех тропарей диакон возглашает: «Премудрость» и читаются три паремии из книги пророка Исаии, в которых изображаются благодатные плоды пришествия Господа на землю и духовная радость всех, обращающихся ко Господу и причащающихся от живоносных источников спасения.

Затем поется прокимен: «Господь просвещение мое...», читаются Апостол и Евангелие. В Апостоле (Коринфянам, зачало 143) говорится о таинственном крещении иудеев в Моисея среди облака и моря, о духовной их пище в пустыне и питии от духовного камня, который был Христос. В Евангелии (Мк., зачало 2) повествуется о Крещении Господа. После этого диакон произносит Великую ектенью с особыми прошениями. Во время ектеньи настоятель читает тайно молитву об очищении и освящении самого себя: «Господи Иисусе Христе...» (без возгласа).

В ектеньи содержатся моления об освящении воды силою и действием Святой Троицы, о ниспослании на воду благословения Иорданова и дарования ей благодати к исцелению душевных и телесных немощей, в отгнание всякого навета видимых и невидимых врагов, к освящению домов и на всякую пользу.

Затем священник (настоятель) начинает громко во всеуслышание осветительную молитву: «Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя...» (трижды), затем продолжение этой молитвы: «Ты бо хотением от несущих» и прочее.

В освятительной молитве Церковь умоляет Господа прийти и освятить воду для того, чтобы она получила благодать избавления, благословение Иорданово, чтобы она была источником нетления, разрешением недугов, очищением душ и телес, освящением домов и «ко всякой пользе изрядна».

Священник трижды восклицает: «Сам убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святого Твоего Духа и освяти воду сию» и при каждом возглашении благословляет рукой воду.

Притом персты в воду не погружает, как это бывает при крещении младенцев.[52]

По окончании молитв настоятель тотчас, благословляя воду крестовидно Честным Крестом, погружает его трижды прямо, низводя в воду и, возводя, держа его обеими руками, и при каждом погружении Креста поет со священнослужителями (трижды) тропарь: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи...».

После этого, при многократном пении тропаря певцы, настоятель с Крестом в левой руке кропит крестообразно во все стороны, а также окропляет святой водой храм. После окропления положено петь стихиру на «Слава, и ныне» – «Воспоим, вернии...». Но если водоосвящение совершалось после литургии, то следует петь еще: «Буди имя Господне благословенно...» и 33-й псалом, после которого возглашается «Премудрость» и отпуст.[53] А если водоосвящение совершалось в конце вечерни, то после стихиры: «Воспоим, вернии...» сразу же «Премудрость».

Хор: «Святейший Владыко...».

Священник: «Сый благословен...».

Хор: «Утверди, Боже...».

Иерей: «Пресвятая Богородице...».

Хор: «Честнейшую...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...»:

Хор: «Слава и ныне» и бывает отпуст праздника: «Иже во Иордане креститися от Иоанна изволивый нашего ради спасения, Христос...».[54]