Святая Церковь с древних времен прославляет Божию Матерь, величает Ее высшею без сравнения всех ангелов и святых и воздает Eй особенную честь. Слава Ее была предвозвещена пророками (Ис. 7,14; Пс. 11,4; 11,16) и началась еще с младенчества. После благовещения архангела о рождении от Нее Сына Божия праведная Елисавета, исполнившись Духа Святого, первая нарекла Ее Матерью Господа. При этой встрече Сама Богоневеста, движимая Духом Святым, прорекла о Себе: «Се бо отныне ублажат Мя вси роди» (Лука 1, 41-48).
Величие Богоматери, явленное при Ее жизни и по Успении, распространилось в мире с расширением пределов Церкви Христовой. На III Вселенском Соборе отцы Церкви, осудив лжеучение Нестория, торжественно исповедали Пресвятую Деву Богородицею.
Христиане с первых времен обращались с молитвой к Пресвятой Богородице, посвящали Ей храмы и устанавливали в честь Ее праздники.
Земная жизнь Богородицы прославляется в следующих двунадесятых праздниках:
1. Рождество Пресвятой Богородицы (8/21 сентября),
2. Введение во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября/ 4 декабря),
3. Благовещение Пресвятой Богородицы (25 марта/7 апреля),
4. Успение Пресвятой Богородицы (15/28 августа).
Рождество Пресвятой Богородицы (8/21 сентября)
Событие, воспоминаемое в этот праздник, сохранилось только в древнем церковном предании (например, в творениях блаженного Иеронима, Епифания Кипрского и др.).
Святитель Андрей Критский в своем слове на день Рождества Пресвятой Богородицы говорит: «Настоящий праздник есть для нас начало праздников. Он служит дверью к благодати и истине. Ныне Создателю всего устроился одушевленный храм, и тварь (в лице Девы Марии) уготовляется в новое жилище Творцу». По словам преподобного Иоанна Дамаскина, «день Рождества Богородицы есть праздник всемирной радости, потому что Богородицею весь человеческий род обновится и печаль праматери Евы пременялась в радость».[6] «Раждается убо (Дева), и мир с Нею Обновляется».[7]
Праздник и воспоминание Рождества Пресвятой Богородицы установлен Церковью с глубокой древности. Указание на него имеется уже в IV веке. Святая равноапостольная Елена в начале этого века, по свидетельству древнего предания, построила в Палестине храм в честь и память Рождества Богородицы. Другие сведения можно найти в писаниях святителя Иоанна Златоуста, святого Прокла, святого Епифания и блаженного Августина. В честь праздника составлены многие песнопения святыми песнотворцами:
в V веке – Анатолием, архиепископом Константинопольским;
в VI веке – Стефаном Святоградским;
в VII веке – святым Андреем Критским;
в VIII веке – святым Иоанном Дамаскиным и Германом, патриархом Константинопольским;
в IX веке – Иосифом Студитом.
Их песнопения и теперь поются за богослужением в этот праздник. Так с древних времен «язык всяк православных похваляет, ублажает и славит Пречистое Рождество Девы Марии, Богоневесты».