Особенности богослужения праздника

Перед началом малой вечерни или перед началом всенощного бдения, если не служится малая вечерня, иерей износит Честный Крест из сосудохранилища, полагает его на жертвеннике и украшает венком из живых цветов. После отпуста малой вечерни (если она служится) или перед началом всенощной иерей и диакон в облачениях подходят к жертвеннику.

Диакон, взяв благословение на кадило, и кадя Честный Крест произносит тихо: «Благослови, владыко». Иерей – «Благословен Бог...». Диакон читает (тихо): Трисвятое по «Отче наш...».

Затем служащие поют (тихо) тропарь Кресту: «Спаси, Господи, люди Твоя...», «Слава, и ныне: Вознесыйся на крест волею...».

Во время пения иерей поднимает на главу Крест и в сопровождении двух свещеносцев со свечами и диакона с кадилом переносит Честный Крест на престол и полагает его на место Евангелия, а Евангелие поставляет справа от Дарохранительницы (как на литургии). Перед престолом ставится зажженная свеча.

Всенощное бдение (вся служба по Минее)

На Великой вечерни: После мирной ектеньи «Блажен муж» поется только тогда, когда праздник выпадает на воскресенье или понедельник, если же праздник приходит на вторник, среду, четверг, пятницу и субботу, то «Блажен муж» не поется (это же относится и к остальным господским праздникам).

После входа – прокимен дня. Подобно празднику Преображения и другим двунадесятым господским праздникам, на Великой вечерни поется Великий прокимен: «Бог наш на небеси и на земли...» только в том случае, если праздник выпадает на субботу, а в субботу вечером – Великий прокимен: «Господь воцарися...».

Если праздник выпадает на другие дни, то на Великой вечерни – прокимен дня, а Великий прокимен поется вечером в самый праздник. Паремии три:

1 – Исход, главы 15-16 повествует о горькой воде и ропоте людей;

2 – Притчей, глава 3 – о Божием наказании и вразумлении;

3 – Пророка Исаии глава 60. Если все люди будут служить Богу, то спасутся.

На литии, на «Бог Господь» и в конце утрени поется тропарь (глас 1): «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство».

На утрени: полиелей совершается в алтаре. После полиелея – величание:

«Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Крест Твой святый, имже нас спасл еси от работы вражия (т.е. от рабства врагу – диаволу)».

Прокимен: «Видеша вси концы земли спасение Бога нашего». Стих: «Воспойте Господеви...». Евангелие – от Иоанна, зачало 42 (тропари «Ангельский Собор», даже если праздник выпадает на воскресенье, не поются. Евангелие читается в алтаре и на середину церкви не выносится).

После Евангелия поется: «Воскресение Христово видевше...» (в какой бы день праздник ни случился) и читается 50-й псалом.

Царские врата закрываются.

«Слава: Молитвами апостолов...»,

«И ныне: Молитвами Богородицы...».

Стих: «Помилуй мя, Боже...» и стихира праздника: «Крест Христов...».

Канон – святого Космы Маиумского. Ирмосы по дважды. Тропари на 13. По 3-й песни – седален, «Слава, и ныне» – той-же. По 6-й песни – кондак и икос. Катавасия и ирмосы канона – «Крест начертав...». Припев к канону: «Слава, Господи, Кресту Твоему честному». На 9-й песни «Честнейшую» не поем, а припев и ирмос песни.

Припев: «Величай, душе моя, Пречестный Крест Господень».

Ирмос 9-й песни: «Тайн еси, Богородице, рай (Ты – таинственный рай, Богородица), невозделанно возрастивший Христа, Имже Крестное живоносное на земли насадися древо. Тем (поэтому) ныне (кресту) возносиму, покланяющеся ему Тя величаем».

Указанный припев припевается на 9-й песни и к каждому тропарю 1-го канона; а к тропарям 2-го канона, который имеет только одну 9-ю песнь, поют припев: «Величай, душе моя, Животворящаго Креста Господня воздвижение».