Этот чин совершается в соборах и приходских церквах, с благословения епархиального архиерея.
После выноса Креста на середину храма и троекратного каждения, настоятель совершает три земных поклона перед святым Крестом. Затем, взяв на главу Честный Крест с живыми цветами, он становится на уготованное для этой цели месте (кафедру) лицом к востоку и начинает первое воздвижение.
Перед Крестом, на некотором расстоянии, становится диакон (держа в левой руке свечу, а в правой кадило) и громко возглашает:
«Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молимся Тебе, услыши нас, Господи, и помилуй, рцем вси».
Хор поет: «Господи, помилуй (100 раз).
Вначале пения «Господи, помилуй» настоятель трижды осеняет Крестом на восток и при пении первой половины «сотницы» медленно преклоняет главу свою с Крестом, насколько можно низко, «на пядь до земли». По мере опускания Креста звучание хора понижается, стихает. При пении второй половины «сотницы» настоятель медленно поднимается. С такой же постепенностью хор переходит на более высокие и сильные звуки и заканчивает громким и торжественным «Господи, помилуй!». При пении «Господи, помилуй» в 97-й раз настоятель выпрямляется и опять трижды осеняет Крестом на восток. При соборном служении два сослужащих священника поддерживают настоятеля под руки, облегчая ему преклонение, а другие два священнослужителя поливают Крест благовонным маслом, символизирующим собой благодать Святого Духа.
После этого настоятель с Крестом обращается лицом на запад. Диакон переходит на противоположную сторону, и стоя перед Крестом, возглашает:
«Еще молимся об оставлении грехов Великого Господина и отца нашего Алексия II, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, и господина нашего (имя рек) епископа... и всего во Христе братства нашего, о здравии и спасении, рцем вси».
Хор – «Господи, помилуй» (100 раз).
Настоятель совершает второе воздвижение, как и первое.
Третье воздвижение – лицом на юг. Диакон возглашает:
«Еще молимся о стране нашей, властех и воинстве ея. Рцем вси».
Хор – «Господи, помилуй» (100 раз).
Четвертое воздвижение – лицом на север. Диакон возглашает: «Еще молимся о всякой душе христианской, скорбящей же и озлобленной (находящейся в беде и угнетении), здравия, спасения и оставления грехов требующей, рцем вси».
Пятое воздвижение – опять лицом к востоку. Диакон возглашает: «Еще молимся о всех служащих и служивших во святей обители сей (или храме сем), отец и братий наших, о здравии, и о спасении, и оставлении грехов им рцем вси».
После пятого воздвижения Креста Господня поется «Слава, и ныне» и кондак: «Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже: возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу».
При пении кондака настоятель полагает Крест на аналое. Затем поется «Кресту Твоему...» (трижды с земными поклонами), стихиры на поклонение Кресту и далее все по чину.
Если был совершен чин Воздвижения, то сугубая ектенья опускается и произносится сразу просительная: «Исполним утреннюю молитву нашу». Если же чин Воздвижения не совершался, тогда после поклонения Кресту и стихир Кресту, произносятся обе ектеньи – сугубая и просительная.
На литургии – антифоны праздника.
Входной стих: «Возносите Господа Бога нашего и покланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть».
Сразу после входного стиха – тропарь и кондак праздника.
Вместо Трисвятого – «Кресту Твоему покланяемся, Владыко...» (поется только в день праздника).
Прокимен, глас 7: «Возносите Господа Бога...».
Апостол (Коринфянам, зачало 125), Евангелие от Иоанна, зачало 60.
Задостойник: припев: «Величай, душе моя, пречестный Крест Господень» и ирмос: «Таин еси, Богородице, рай...».
Причастен: «Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи».
Праздник Воздвижения – единственный Господский праздник, который не имеет в Служебнике особого отпуста. Отпуст в конце всенощного бдения и литургии праздника такой же, как седмичный в среду и пятницу, только без упоминания празднуемых святых Минеи. В практике начало принято произносить как в отпусте воскресного дня: «Воскресый из мертвых Христос…», так как служба посвящена не только Кресту, но и воспоминанию воскресения Христова (пение тропаря: «Воскресение Христово видевше...» на утрени и др.).
В день праздника Воздвижения установлен пост, подобно тому, какой бывает в среду и пятницу (рыба не разрешается). Он установлен в воспоминание страданий Господа, претерпевшего смерть на Кресте, и для внушения того, что почитание Креста связано с умерщвлением плоти (см.: Типикон, последование 14 сентября и глава 33).
В попразднство на литургии после входа поется: «Приидите, поклонимся...» с праздничным окончанием: «Спаси ны, Сыне Божий, плотию распныйся поющия Ти: Аллилуиа».
Животворящий Крест, вынесенный в праздник Воздвижения, лежит в храме на аналое до отдания праздника. В день отдания Воздвижения, после отпуста литургии, священник совершает вокруг аналоя с Крестом каждение (трижды) и при пении тропаря и кондака вносит Крест и алтарь, полагая его на святом престоле (см.: Типикон, последование 2 августа).