Праздник Воздвижения как грань летнего и зимнего периода Устава

Устав чтения кафизм и пения непорочных и полиелея имеет несколько периодов. Наиболее длительны 2 периода – летний и зимний, разделяющиеся между собой праздником Воздвижения.

По Уставу положено в летний период – от Недели Фоминой до отдания Воздвижения (включительно) – во все дни седмицы на утрени читать по две рядовых кафизмы и на вечерни – одну рядовую.

На воскресной утрени читаются две кафизмы и вместо полиелея поются Непорочны, т.е. 17-я кафизма (за исключением Недели Фоминой, Пятидесятницы и дней, в которые положено совершать бдение или полиелей).

Второй большой период – зимний – начинается от отдания Воздвижения (с 22 сентября/5 октября) до субботы перед Неделей о блудном сыне. В него не входит время от предпразднства Рождества Христова – 20 декабря/3 января – до отдания Богоявления – 14/27 января.

Этот период характеризуется чтением на седмичной утрени трех кафизм, на вечерни – 18-й кафизмы, а на воскресной утрени – пением вместо «непорочных» (т.е. 17-й кафизмы) полиелея, т.е. «Хвалите имя Господне...» (Типикон, глава 17).

Во время празднования Рождества Христова и Богоявления с 20/3 января по 14/27 января чтение кафизм и пение в воскресение «непорочных» (17 кафизмы) совершается по тому же Уставу, что и в летний период.[61]