Особенности всенощного бдения праздника

Возглас: «Слава Святей...», предначинательный псалом, «Блажен муж...»

На «Господи, воззвах» 8 стихир, глас 6-й. «Слава, и ныне» – стихира праздника вместо догматика. Вход. Прокимен дня.

На Великой вечерни после входа читаются три паремии, которые часто (но не всегда) читаются в богородичные праздники.

Первая паремия из книги Бытия (28, 10-17) – о лестнице, виденной патриархом Иаковом и прообразовавшей Пресвятую Деву, через Которую снисшел на землю и воплотился Сын Божий.

Вторая паремия (Иезек. 44, 2-4) – о затворенных вратах, виденных пророком Иезекиилем, через которые никто не проходил, но через них пройдет Господь Бог Израилев, и они будут затворены. Эти затворенные врата есть прообраз Приснодевства Богородицы.

Третья паремия (Притч. 9, 1-11) – о Премудрости, создавшей себе дом и ясно указывающей на Пресвятую Деву Марию, от Которой воплотился и родился Спаситель мира.

На литии – пять стихир праздника, глас 6-й. На стиховне – 4 стихиры со своими стихами. На благословение хлебов и на «Бог Господь...» (трижды) и в конце утрени (единожды) – тропарь праздника, глас 4-й:

«Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселен-ной: из Тебе бо возсия Солнце Правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный».

На утрени, по прочтении положенных кафизм и малой ектеньи, на полиелее поется величание: «Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое».

После величания, малой ектеньи и седальна праздника – поется 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4: «Помяну имя Твое...». Стих: «Отрыгну сердце мое слово благо...».

Примечание. Практическое отправление полиелея следующее. При пении «Хвалите имя Господне…» священник выходит на середину храма и, по окончании хвалитных псалмов, поет величание праздника, после чего совершает полное каждение храма. Затем кононарх произносит стих одного из избранных псалмов, которые помещены в Ирмологии и Следованной Псалтири; хор пропевает его, а за ним и величание. Это повторяется до тех пор, пока священник не закончит каждение. Далее хор поет: «Слава, и ныне» и дважды «Аллилуиа». Третий раз «Аллилуиа» и заключительное величание поет священник. Далее следует малая ектенья и прочее последование.

Но если праздник совпадет с воскресным днем, то порядок отправления полиелея будет иной, а именно: после псалма «Хвалите имя Господне...» священник поет величание и затем совершает каждение. Хор может повторить величание несколько раз (в зависимости от размера храма), после чего поет воскресные тропари по Непорочным. По окончании их – малая ектенья и т.д.

Евангелие от Луки, зачало 4-е. После Евангелия: «Слава: молитвами Богородицы...», «И ныне» – то же. Затем «Помилуй мя, Боже», стихира праздника, глас 6-й: «Сей день Господень...» и молитва «Спаси, Боже, люди твоя...».

Примечание: 1-й антифон 4-го гласа: «От юности моея», как правило, поется по полиелее во все двунадесятые господские и богородичные праздники в седмичные дни. Если богородичный двунадесятый праздник выпадает на воскресенье, то поются степенны антифоны текущего гласа. В воскресенье же 1-й антифон 4-го гласа поется только при совпадении с великими господскими праздниками: Воздвижение Креста, Рождество Христово, Богоявление, Преображение, Неделю Ваий и Пятидесятница. (Этот же антифон поется еще в Неделю святых апостола Фомы, имеющую во многом богослужебные особенности двунадесятого праздника).

Канонов два: первый – святого Иоанна Дамаскина (VIII век), второй – святого Андрея Критского (VII век). Второй канон по содержанию посвящен не только Рождеству, но и Введению во храм Пресвятой Богородицы, как близким между собой событиям, ибо праздник Введения относится к празднику Рождества Пресвятой Богородицы, как Сретение Господне к Рождеству Христову.

По 3-й песни – седален праздника, глас 4-й. «Слава, и ныне» - той же. По 6-й – кондак: «Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя освободистася, Пречистая, во святом рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и Питательницу жизни нашея».

Катавасия – ирмосы ближайшего великого господского праздника – Воздвижения: «Крест начертав Моисей» (по такому принципу катавасия бывает и в некоторые другие великие богородичные и господские праздники: Введение во храм Пресвятой Богородицы, Преображение Господне, Вознесение и др.). Ирмосы обоих канонов положено по уставу петь по дважды.

На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника. Обычно вместо «Честнейшую» поется первый припев: «Величай, душе моя, преславное Рождество Божией Матерее» и ирмос 2-го канона.

«Чужде матерем девство и странно девам деторождение: на Тебе, Богородице, обоя устроишася. Тем Тя вся племена земная непрестанно величаем».

Затем указанный припев поется к тропарям 1-го канона; к тропарям же второго канона другой припев: «Величай, душе моя, от неплодове рождшуюся Деву Марию…».

После 9-й песни – светилен «От неплодныя днесь Анны...», «Слава, и ныне» – «Адаме обновися...».

На хвалитех – стихиры на четыре, глас 1-й. Великое славословие. По трисвятом – тропарь праздника однажды и ектеньи: сугубая, просительная и отпуст.

На литургии[8]

На Блаженны берутся тропари с первого канона песнь 3-я на 4 и с другого канона песнь 6-я на 4.

В богородичные праздники по малом входе следует петь «Приидите, поклонимся...»; а в господские – при совершении службы священником (но не архиереем) – «Приидите, поклонимся...» не поется, но сразу после входного стиха хор поет тропарь и кондак праздника.[9] По входе – тропарь, «Слава, и ныне», кондак праздника. Вместо «Достойно» – Задостойник «Чужде матерем девство...» с припевом (так на всех литургиях в попразднство, включая и отдание праздника. Обычно Задостойник праздника поется на литургии до отдания (включительно) и во все другие великие господские и богородичные праздники. Задостойником в эти праздники служит обычно ирмос 9-й песни канона о припевом). Прокимен, глас 3, песнь Богородицы «Величит душа моя...», стих: «Яко призре на смирение...»; Апостол, Филиппийцам, зачало 240; Евангелие от Луки, зачало 54. Причастен; «Чашу спасется прииму, и имя Господне призову».

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы имеет один день предпразднства (20 сентября) и четыре дня попразднства. Отдание его совершается 23 сентября.

Следующий день после праздника (22 сентября) посвящен виновникам празднуемого события – праведным Иоакиму и Анне, родителям Пресвятой Богородицы.