Понятие о Триоди Постной

Службы Великого поста, а также подготовительных к нему недель (начиная с Недели Мытаря и Фарисея и кончая Великой Субботой), т.е. периода, составляющего в общей сложности 70 дней, помещены в богослужебной книге, называемой Триодью Постной.

Свое название «Триодь» (по-гречески – «Триодион», т.е. трипеснец – от слов – «трио» – три и «оди» – песнь) получила оттого, что в ней больше всего содержится трипеснцев.

Своим распространением и употреблением Триодь, как указывает синаксарий в Неделю о Мытаре и Фарисее, обязана святому Косме Маиумскому (VIII в.), современнику святого Иоанна Дамаскина. Впрочем, многие трипеснцы принадлежат более ранним песнотворцам, например, святому Андрею Критскому, которому принадлежит трипеснцы на повечериях Недели Ваий, Понедельника, Вторника, Среды и Пятницы Страстной седмицы, а также Великий канон, читаемый на первой и пятой неделе Великого поста.

В IX веке преподобные Иосиф и Феодор Студиты собрали все, что до них было писано, привели в надлежащий порядок, присоединили много своих стихир и канонов, и таким образом образовалась Триодь, заключающая в себе около 160 служб – больших и малых.

В ХIV веке Триодь Постная была дополнена синаксариями, составленными Никифором Каллистом.