Уставные особенности служб Недели о Мытаре и Фарисее

Начиная с Недели о Мытаре и Фарисее и во все последующие подготовительные недели Великого поста к песнопениям Октоиха присоединяются стихиры и канон из Триоди Постной.

На утрени, начиная с Недели о Мытаре и Фарисее и кончая 5-й неделей Великого поста, в воскресные дни после Евангелия и пения «Воскресение Христово видевше...» и чтения 50-го псалма – поются покаянные тропари, в которых покаянное чувство выражается с особой силой, поразительностью и глубиной.

На «Слава»: «Покаяния отверзи ми двери...» (вместо: «Молитвами апостолов... »).

На «И ныне: «На спасения стези»... (вместо: «Молитвами Богородицы...»).

Затем: «Помилуй мя, Боже...» и «Множество содеянных мною лютых...».

В основу первого тропаря – «Покаяния отверзи ми двери...» положена притча о Мытаре: из нее заимствуются все сравнения для изображения покаянного чувства. В основу второго тропаря – «На спасения стези...» – положена притча о блудном сыне; а в основу третьего: «Множество содеянных мною лютых...» – предсказания Спасителя о Страшном суде. Как видим, эти покаянные тропари тесно связаны с Евангелием, которые читаются в подготовительные воскресенья к Великому посту (о Мытаре и Фарисее, о блудном сыне и о Страшном суде).

Начиная с недели о Мытаре и Фарисее до недели Всех святых, евангельская стихира поется перед 1-м часом (на «Слава, и ныне»), так как на хвалитех на «Слава» поется стихира Триоди – вместо евангельской стихиры.[65]

На литургии – прокимен гласа, Апостол – Тим., зачало 296, Евангелие от Луки, зачало 89.

Таким образом, в неделю о Мытаре и Фарисее имеются следующие особенности.

1. Пение на утрени после Евангелия особых покаянных тропарей.

2. Присоединение к песнопениям Октоиха песнопений (в том числе и канона) Постной Триоди.

3. Чтение на литургии Евангельской притчи о Мытаре и Фарисее.

4. Отмена поста в среду и пятницу – «сплошная», или «всеядная» седмица, в знак обличения горделивого поста Фарисея.

5. От недели о Мытаре и Фарисее до недели Всех святых включительно – воскресные кондаки не читаются, а заменяются (на часах, на повечерии, на полунощнице и на литургии, после входа) кондаками Триоди, а иногда Минеи, если в воскресенье выпадает предпразднство или попразднство, или память великого святого, или храмового святого (за исключением 4-й, 5-й и 6-й недели), т.е. в эти недели поются кондаки.

В неделю 4-ю и 5-ю Святой Четыредесятницы, вместо кондака Триоди, берется кондак святому (преподобному Иоанну Лествичнику, преподобной Марии Египетской) и на литургии этот кондак святому следует петь на «Слава», а на «И ныне» поется кондак храма (если храм Спасов или Богородицы) или кондак «Предстательство христиан непостыдное» (если храм святого).[66]

От Недели о Мытаре и Фарисее до недели Ваий, по существующей практике, к тропарям канона Постной Триоди по воскресеньям прилагают припев: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя», и только в недели Православия и Крестопоклонную, припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Определенного указания в Уставе и Триоди на этот счет нет.[67]