Третья седмица и неделя (воскесенье) Великого поста

Третье воскесенье Великого поста называется крестопоклонной: в службе этой недели Церковь прославляет святой Крест и плоды крестной смерти Спасителя.

Особенностью богослужения этой недели является чин выноса креста на середину храма для поклонения. Совершается этот чин, как и на праздники: Происхождение Древ Честнаго Креста (1/14 августа) и Воздвижение (14/27 сентября). Отличие от праздника Воздвижения Креста Господня состоит в том, что в Крестопоклонную неделю, а также 1/14 августа, если этот день выпадает на воскресенье (в остальные дни в этот день по Уставу положена служба с великим славословием), по полиелее величание Кресту не поется, но сразу – тропари: «Ангельский собор удивися...».[138] В конце утрени, в конце великого славословия (настоятель облачается во все одежды и чин выноса совершается так, как и в праздник Воздвижения) – вынос Креста, произносится «Премудрость, прости» перед царскими вратами. На литургии вместо «Святый Боже» поется «Кресту Твоему...», читаются особые Апостол (Евр., зачало 311) и Евангелие (Марка, зачало 37). Крест находится посреди храма до пятницы 4-й седмицы.

По Уставу положено делать 4 поклонения на Крестопоклонной неделе: в воскресенье, в понедельник, в среду и пятницу.

В воскресенье бывает поклонение Кресту только на утрени; в понедельник и среду оно совершается на 1-м часе, а в пятницу по отпусте часов.[139]

Поклонение Кресту в понедельник и среду: На 1-м часе, во время чтения Богородична: «Что тя наречем...», из алтаря царскими вратами выходит иерей и кадит Крест на аналое о четырех сторон, и поет трижды: «Кресту Твоему...». То же поют певцы трижды. Иерей поклоняется, за ним все присутствующие так же. Певцы поют: «Приидите, вернии...» После поклонения чтец читает: «Стопы моя...» и прочая, а иерей уходит в алтарь и царские врата закрываются. На всех Часах и Изобразительных: кондак «Не ктому пламенное оружие». Во вторник на вечерни, в среду и пятницу на утрени поется вся служба только Триоди (см.: Типикон. В неделю 3-ю вечера, а также в среду и пятницу).

В пятницу, во время молитвы «Всесвятая Троице...», открываются царские врата и иерей с кадилом, и диакон со свечей выходит ко Кресту. Совершается каждение и прочее все, как в понедельник. По окончании целования иерей возлагает на свою главу Крест, и в предшествии диакона с кадилом и свечей, вносит Крест в алтарь, полагает его на престоле и кадит его крестообразно. Закрываются царские врата. Затем возглас: «Премудрость», «Достойно есть...» и прочее.[140]

Вынос и поклонение Кресту в Крестопоклонную Неделю совершается с той целью, чтобы видом Креста и напоминанием о страданиях Спасителя укрепить верующих в прохождении трудного поприща поста.[141]