Богослужебные особенности чтения Великого канона

По Уставу, вечером в среду 5-й седмицы служба начинается с двухпсалмия. После шестопсалмия и Великой ектеньи бывает «Аллилуиа» и троичные текущего гласа, затем кафизма (8-я), седален Октоиха, «Слава, и ныне» – Богородичен, после чего читается первая половина жития преподобной Марии Египетской. Далее псалом 50-й («Спаси, Боже, люди Твоя...» не произносится), и тотчас начинается пение Великого канона, который читается на середине храма, при закрытых царских вратах. Ирмосы – по дважды. Припев к тропарям канона: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Катавасия поется только по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях. На 4-й, 8-й и 9-й песнях присоединяются трипеснцы, которые читаются перед песнями Великого канона, но ирмосы их не поются, «Слава, и ныне» не бывает. Припев к трипеснцам:

1) «Святии Апостоли, молите Бога о нас»; к троичным тропарям;

2) «Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе», а к богородичным;

3) «Пресвятая Богородице, спаси нас».

По катавасии 3-й песни – малая ектенья, седален, после которого читается вторая половина жития преподобной Марии.[142]

По 6-й песни – кондак «Душе моя...» и икос, далее читаются «Блаженны» с тропарями. По 8-й песни диакон с кадилом перед образом Божией Матери возглашает: «Богородицу и Матерь света...».

Хор: «Честнейшую...». После 9-й песни и малой ектеньи читается светилен – Троичен текущего гласа. Далее читаются хвалитные псалмы и вседневное славословие. Остальное все, как обычно (см.: Типикон, четверг 5-й седмицы Великого поста).

Суббота 5-й седмицы называется субботой акафиста, а сама служба получила название Похвалы Пресвятой Богородицы». В этот день на утрени читается акафист Божией Матери в память Ее заступничества и избавления Константинополя в эти дни поста от сарацин и скифов в 626 году.

Акафист прочитывается в четыре приема, каждый раз – по 3 икоса и 3 кондака: первая часть акафиста читается после 16-й кафизмы и малой ектеньи; вторая часть – после 17-й кафизмы («Непорочных») и малой ектеньи; третья часть – после 3-й песни канона и малой ектеньи; четвертая часть – после 6-й песни канона и малой ектеньи.

Каждое чтение начинается и заключается пением кондака: «Взбранной Воеводе...» На каждое чтение священнослужители выходят через царские врата на середину храма.[143]

В конце утрени поется великое славословие.

В пятую неделю (воскресенье) Великого поста Церковь воспоминает и прославляет святую Марию Египетскую, великую подвижницу V-VI вв. (память 1/14 апреля, † 530 г.), и в ее лице представляет нам образ истинного покаяния, ободряет нас надеждой на неизреченное милосердие и человеколюбие Божие к искренне кающимся.

Седмица Ваий (шестая)

В пятницу 6-й седмицы оканчивается Святая Четыредесятница. В этот день на вечерни, соединяемой с литургией Преждеосвященных Даров, в одной из стихир на «Господи, воззвах» поется: «Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоя просим видети, Человеколюбче, еже прославити в ней величия Твоя, и неизреченное нас ради смотрение (домостроительство) Твое». Вечером в пятницу – Великое повечерие.

В субботу седмицы Ваий Церковь воспоминает чудо воскрешения Лазаря, поэтому суббота называется лазаревой. Воскрешение Лазаря Церковь прославляет как доказательство Божественной силы Иисуса Христа и как удостоверение в воскресении Христа и в общем воскресении всех умерших, что и выражается в тропаре праздника (глас 1-й):

«Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя (т.е. удостоверяя), из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы (еврейские) победы знамения носяще. Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне».