Грозное обличение

Спасителем книжников и фарисеев (Мф. 23)

 

«На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи». Это образное выражение обозначает то, что книжники и фарисеи сде­лались для народа истолкователями Закона Божия и, таким обра­зом, как бы заняли место древнего законодателя Моисея в смыс­ле религиозных вождей еврейского народа времени Иисуса Христа.

Образ взят из восхождения их на синагогальные кафедры. Книжничество и фарисейство — суть термины, которыми рельефно определяется религиозное мировоззрение избранного еврейского народа — современников Иисуса Христа.

«Книга... буква..., по меткому выражению Священного Писания, не — «дух», который «животворит», а буква, которая «убивает» (2 Кор. 3,6). Фарисей — образ представлен в притче Спасителя «О мытаре и фарисее». Всякому, знакомому с Евангелием, пре­красно известна роль книжников и фарисеев в истории земной жизни Христа Спасителя. Это — каста ветхозаветного пастырства, восшедшая на Моисееве седалище и взявшая ключи от Царства Божия в деле толкования «Закона и Пророков». Она безошибочно свидетельствовала о месте и времени рождения Мессии и убила своими руками обетованного Мессию.

В грозной обличительной речи Спасителя с 1 по 12 стихи дается характеристика ветхозаветного лжепастырства, а с 13 ст. перечисляются вопиющие к нему грехи и пороки этих религиозных вождей народа и восемь раз возвещается «горе» безумным и «сле­пым» лжепастырям.