Разлад между словом и делом («говорят и не делают»): на паству возлагают бремена тяжелые и неудобносимые, а сами не хотят и перстом двинуть их. Внешне показная сторона благочестия, чтобы видели их люди. Расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих, любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах, чтобы они звали их: «учитель, учитель».
«Хранилища» — это ящички с листами из пергамента, на которых писались слова Закона Моисея. Они прикреплялись к головной повязке на лбу, и на левой руке против сердца, вследствие буквального понимания повеления — «иметь пред глазами и на руке слова Закона» (Исх. 13,9).
«Воскрилия риз» — это четыре кисточки, пришивавшиеся к краям верхней одежды, и идущие от этих кисточек по краям одежды нити яхонтового цвета, чтобы евреи, смотря на них, помнили заповеди Божий (Числ. 15,38-40; Вт. 22,12).
Таким образом, обличается лицемерное благочестие и тщеславие. «Горе» возвещается за грехи и пороки. Восемь раз властью Божественного Учителя Пастыреначальник угрожает бедствиями лжепастырям...: за лицемерную ученость, закрывавшую врата Царства Небесного для паствы и самих пастырей, за ханжество, прикрывающее алчность, доходящую до обирания даже вдовиц, за фанатическую ревность — прозелитизм (пришельцы от язычников), т.е. за количественное, а не качественное умножение чад Божиих, за поступки, свидетельствующие о том, что внешность поставлена на место духа, мелочи на место важного и мужественного, за безразличие к религии между главным и второстепенным.
В Своей обличительной речи Спаситель приводит красочные образы: клятва храмом и золотом храма, жертвенником и даром; дают десятину мяты, аниса и тмина и оставляют важнейшее в законе: суд, милость и веру; оцеживают комаров и поглощают верблюдов, очищают внешность чаши и блюда, внутренне переполненных хищением и неправдою; уподобляются окрашенным гробам, совне красивым, а внутри наполненным мертвыми костями и всякими нечистотами.
«Горе» возвещается за притворное и наружное покаяние: обличали отцов в избиении пророков, а сами превзошли их, сделавшись убийцами самого Мессии.
Обличение Спасителя направлено было на лжепастырей Церкви Ветхозаветной. Но угроза Спасителя, столь страшная для неисполнивших своего назначения пастырей в Ветхом Завете, усугубляется, несомненно, в отношении пастырей Завета Нового, когда последние в своих прегрешениях и пороках уподобляются книжникам и фарисеям.