Первосвященническая молитва Иисуса Христа

(Иоанн, 17)

 

Пред Своими страданиями Иисус Христос вознес к Небесному Отцу трогательную и полную глубокого смысла и значения молитву. Эта молитва называется первосвященническою потому, что в ней Спаситель обращается к Отцу Своему не как Бог, а как человек, как архиерей и ходатай пастырей Церкви.

В первосвященнической молитве Иисус Христос молится сна­чала за Себя, потом за учеников. О Себе Он молится, чтобы Отец Небесный прославил Его. Это нужно было для того, чтобы ученики яснее поняли — Кто Он и от Кого послан, поняли Его единосущие с Богом–Отцом и чтобы это утвердило их веру при страданиях Гос­пода; чтобы и враги из прославления Его увидели в Нем обе­тованного Мессию и прославили пославшего Его Отца.

Об учениках Он молится, с одной стороны, для того, чтобы показать, как они дороги для Него и для мира, и тем самым вну­шить им, с каким вниманием, с каким бодрствованием над собою они должны проходить предстоящее им служение. С другой стороны, молится об учениках для того, чтобы Отец Небесный утвердил их в вере и дал твердость в искушениях.

Стих 1. Возведением очей к Небу Господь учит нас в мо­литвах устремляться к Отцу Небесному душой и телом, отрешившись от всего земного. Прииде час — час Его страданий. В это время особенно нужно было Ему прославление, чтобы ученики не соблаз­нились о Нем. И молитва Его была услышана: это видно из обстоя­тельств Его смерти. После всех знамений: распадения камней, раздрания церковной завесы, помрачения солнца — веровавшие в Него восклицали: «Воистину, Он был Сын Божий!» (Мф. 27,54). Очевидно, что в Сыне прославился и Отец.

Стих 2-3. Бог Отец, дав Сыну Своему совершение великого дела, дал и власть совершать чудеса, внушающие веру в Него, как Единородного Сына Божия, и давать людям жизнь вечную. Сред­ством к получению жизни вечной служит познание истинного Бога и посланного им Иисуса Христа.

Стих 4. На небе Бог–Отец всегда прославляется Сыном Бо­жиим и Святым Духом; славят Его там и сонмы ангелов и святых человеков. Но Господь прославил Его на земле и этим совершил дело, для которого Он и пришел на землю. Он проповедал спаси­тельную веру, примирил человека с Богом, усыновил людей Богу. Всё это Он выразил словом: «дело», потому что имеет одну цель — спасение людей.

Стих 5. Как Бог Иисус Христос был прославлен и прежде. Но здесь Он молится о прославлении Своего человеческого естест­ва, как бы в награду за то, что Он человечеством прославил Отца. И молитва Его была услышана. Это видно из того, что Он в третий день воскрес.

Стих 6. Язычники, до пришествия Господа на землю не име­ли правильного понятия о Боге; и вот Иисус Христос открыл Его как Отца, у Которого есть и Сын, и Дух Святой. И ученикам Сво­им Он возвестил истинное учение о Боге Троичном, которое они и сохранили.

Стихи 7 и 8. Они уразумели, что все: и владычество над стихиями, и господство над нечистыми духами, и целительную силу, и власть воскрешать мертвых Христос получил от Бога–Отца и уве­ровали, что Он истинный посланник Божий.

Стих 9. Апостолы ещё не постигали божественности Спаси­теля. Для этого они имели нужду в содействии благодати Божией.

Стих 10. С этого времени апостолам ясно стало отношение Сына Божия к Богу–Отцу: Он с Ним и Он равно также Бог.

Стих 11 и далее. Оставляя апостолов среди соблазнов и ис­кушений, Господь просит Отца Небесного, чтобы Он соблюл их в единодушии и любви, не допустил никого из них к погибели, не дал им смешаться с миром и погрязнуть в его беззакониях, а поддержал бы их в должной возвышенности и чистоте жизни, соделал их служителями и истинными проповедниками Евангелия и руководителями в жизнь вечную, удержал их в единодушии со всеми верующими, подал им все средства к прохождению апостольства и удостоил их по смерти блаженства в будущей жизни.

Подобно Иисусу Христу и пастырь Церкви должен постоянно молить Пастыреначальника о единении своем с вверенною ему паствою. Молясь же об этом, пастырь не должен забывать важнейшей обязанности своего служения — дела проповедания, о чем мо­лился и Спаситель для Своих учеников и пастырей. Служа Своему Пастыреначальнику, священник должен особенно заботиться о том, чтобы между ним и паствою было полное единение, чтобы паства его имела одну душу, один ум, стремящийся к Богу; одно сердце, бесконечно любящее Бога; одну волю, непоколебимую в добре, подкрепляемую твердой надеждой на Бога. Словом, пастырь Церкви должен стремиться к тому, чтобы в будущей жизни пред судом Божиим он смело мог сказать: «Вот Я и дети, которых дал мне Бог!» (Евр. 11,13). Наконец, пастырь Церкви должен беспрестанно молить Господа и о том, чтобы его пастырское слово не было бесплодно, но совершалось силой Божией.