Пастырство в апостольские времена

 

Апостолы в самом обетовании Господа — быть с ними до окончания века, в Его повелении обойти весь мир с Евангель­скою проповедью видели указание на то, что поскольку они на земле не вечны, то служение их должно быть преемственным. Но когда Господь по воскресении Своем в течение сорока дней по­свящал их в тайны Царствия Божия, то первым предметом здесь было устроение на земле Церкви Божией, и потому апостолы полу­чили из уст Его более подробное наставление о своем пастырстве. Это подтверждается словами апостола Павла: «Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес... И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями» (Ефес. 4,10-11). Апостол не говорит, когда именно последовало от Великого Пастырсначальника Иисуса Христа такое указание на различение служения в церкви Его и на необходимость различных служителей; не видно времени этого учреждения и из Евангелия. Остается заключить, что подробное наставление об этом дано было апос­толам, когда Он «которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием» (Деян. 1,3).

Апостолы по вознесении Господа немедленно явили нача­ло преемст-венного служения в Церкви Христовой. Апостол Петр напомнил собранию верующих, что Дух Святой устами Давида пред­рек испадение из лика апостольского Иуды — предателя (Деян. 2, 16) и о том, что его место должен занять другой, дабы по числу колен израилевых исполнился двенадцати-численный лик свидете­лей — самовидцев пришествия на землю Сына Божия.

Когда предложенное Петром было принято всеми верующими, то они помолились, и как все апостолы были призваны на своё служение непосредственно от Самого Господа, то Ему же Самому предоставили указать достойнейшего взамен Иуды посредством жребия. Из неотлучно находившихся при Спасителе во времена земной жизни Его, от дня пришествия Его на Иордан ко крещению до вознесения на Небо, поставили под жребий двух: Иосифа Варнаву, прозванного Иустом (праведным) и Матфея. Жребий пал на Матфея, и он причтен был к одиннадцати апостолам.

В Деяниях апостольских более о таком способе избрания на служение Церкви не упоминается. Однако же с древних времен прилагаемое к служителям Церкви название клира (от греч. – жребий) даёт основание думать, что избрание посредством жребия пастырей Церкви употреблялось в некоторых случаях и после апостолов. Но это надобно отнести к исключению из об­щего правила.

Пока пребывали на земле апостолы, избрание на служение Церкви совершалось иногда по непосредственному указанию Духа Святого, по Его же Всеосвящающего Духа велению определен са­мый чин посвящения пастырей посредством рукоположения (от греч. – рука и простираю, протягиваю). «Когда они слу­жили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их» (Деян. 13, 2-3). Когда же, по мере быстрого распространения христи­анства из Иерусалима по Азии и Европе, в Греции и Риме, и в подвластных Риму областях, необходимо стало умножение пасты­рей, то апостолы, которым не оставалось возможности каждой новооткрывающей пастве дать пастырей самолично, — более в мно­голюдных городах поставляли начальствующих пастырей под именем епископов, например: в Ефесе — Тимофея, в Крите — Тита.

Епископам же предоставляли право устроять чрез рукополо­жение по всем местам пресвитеров. И все это совершалось по внушению, более или менее явственному. Того же Духа Святого, Который повелел отделить на служение Варнаву и Павла.

Так, апостол Павел посвящение Тимофея епископом в Ефес относит не к своему произволению, но, говорит, что сделал это сообразно с предшествовавшими о Тимофее пророчествами: «Это же завещание передаю тебе, Тимофей, о бывших прежде тебя пророчествах» (1 Тим. 1,12).

Когда же тот же апостол говорит всем ефесским пресви­терам: «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20,28), то этим указывает на осо­бенное, ближайшее здесь расположение Святого Духа, отличное от того, которое в другое время выразил общими чертами, что «Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес… и поставил иных пастырями и учителями» (Ефес. 4,10-11), т.е. Господь Иисус.

Но благодатное время, когда Дух Святой во дни апостолов видимо устроял Свою Церковь, и глаголы Его слышались явствен­но, — по предузрению Божию прошло, и избранию на пастырское служение надлежало принять иной вид.

Наставление апостола Петра пастырям (Петр. 5,1-4)

 

Это наставление пастырям апостол Петр дает в своем пер­вом послании, в 5-й главе, в стихах 1-4. Апостол пишет первое послание к пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадии, Асии и Вифинии, т.е. к христианам тех областей, в которых кроме апостола Петра подвизался и апостол Павел. Как говорит сам апостол Петр (5,12), он посылает это послание через Силуана, постоянного спутника апостола Павла (1 и 2 Сол. 1,1) и известного малоазиатским церквам. Указанное дает право заклю­чить, что ближайшим поводом к написанию послания было прибытие к апостолу Петру в Вавилон Силуана с известием о заключении апостола Павла в узы и о бедственном состоянии малоазиатских христиан, страдавших от преследования со стороны иудеев и язычников. В своем послании апостол призывает верующих к ис­тинно христианской жизни: указывает христианам правила пове­дения среди язычников: увещает прославлять Бога своею жизнью; говорит о значении страданий для христианина.

От правил поведения христиан в отношении к миру апостол Петр переходит к поведению христиан в отношении к собственно христианскому обществу.

Здесь на первом месте являются у него пастыри Церкви. Будучи и сам пастырем стада Христова и свидетелем Его страда­ний, апостол просит пастырей исполнять свои обязанности охотно, бескорыстно и несамовластно, ожидая за это только награды от Пастыреначальника. Всё это излагается с 1 по 4 стихи 5-й главы послания.

Стих 1. «Старцы» — здесь не только старейшие возрастом, как следовало бы из прямого смысла этого слова, но старейшие по должности: как пресвитеры, так и епископы. В этом смысле апостол называет и себя.

Точно также и слово «свидетель» в данном случае означает не только очевидца, как Петр называет себя, говоря о Преобра­жении (2 Петр. 1,16), но как проповедника и даже участника страданий и славы Христовой. Позднее слово «свидетель», как известно, сделалось равносильным слову «мученик», своими стра­даниями свидетельствовавший свою веру во Христа.

Стих 2. Апостол призывает пастырей пасти Божие стадо не принужденно, но охотно (и богоугодно), не для гнусной корысти, но из усердия.

Стих 3. «Обладающе причту» (по-гречески to”i klv/rwn) Католические писатели объясняют это слово в смысле позднейшего его значения, как церковного причта, состоящего из диаконов, чтецов и других лиц, подчиненных священнику и епископу. Но простота иерархического устройства первенствую­щей Церкви и отсутствие низших служебных должностей (кроме диаконской) не позволяет принимать это слово в смысле церков­ного причта, а в значении паствы (to/ poi/mnion), как наследие Божие. h” klhponomg/a как это значится и в русском переводе. Множественное число соответствует множеству пресви­теров.

Стих 4. «Пастыреначальнику». Иисус Христос Сам называет Себя Пастырем (Исх. 10,11). Здесь апостол, в отличие от пас­тырей — пресвитеров, называет Его Пастыреначальником.

«Неувядаемый венец». Образ взят из греческих и римских воинов и борцов, которые за одержанную победу на войне или в состязании получали венец из неувядаемых цветов и ветвей.

Речь апостола Павла к ефесским пастырям (Деян. 20,16-35)

 

По прибытии в Милит апостол Павел послав в Ефес, при­зывал оттуда в Милит пресвитеров Церкви. Приближающийся празд­ник Пятидесятницы побуждал апостола спешить в Иерусалим, по­чему он вынужден был миновать Ефес и призвать ефесских пресвитеров к себе. В своей речи к ефесским пресвитерам апостол Павел отмечает вначале, что во все время пребывания в Асии он не покидал их, что он работал Господу со всякими многими слезами и смиренномудрием, при этом он был постоянно искуша­ем по злым умыслам иудеев. Апостол говорит, что он не пропус­тил ничего полезного, о чем не проповедовал бы пресвитерам и чему не учил бы их всенародно и по домам. Он возвещал иудеям и эллинам покаяние пред Богом и веру в Иисуса Христа.

А теперь, по влечению Духа Святого, идет в Иерусалим, не зная, что там будет и только тот же Дух Святой свидетельствует, что узы и скорби ждут апостола. Только ради проповеди Евангелия Павел с радостью готов совершить полученное от Господа служение, ни на что не взирая и не дорожа даже своей жизнью. Апостол же пред­чувствует, что все пресвитеры скоро не увидят лица его. Он призывает пресвитеров внимать себе и всему пасомому стаду, в котором Дух Святой поставил их блюстителем пасти Церковь Гос­пода и Бога, которую Он стяжал Себе Кровью Своею. Апостол Па­вел предупреждает слушающих, что по его отшествии явятся сре­ди них волки, и что из них самих восстанут люди, которые будут учить превратно и увлекать других за собою. Апостол внушает бодрствовать и помнить, что он сам в течение трех лет день и ночь со слезами непрестанно учил каждого из них, а теперь он предает их Богу. Повторяя слова Спасителя, сказанные Им отправляющимся на проповедь апостолам, Павел подчеркивает, что он ни серебра, ни золота, ни одежды ни от кого не пожелал, и что нуждам его и бывшим при нем послужили руки его. Хотя речь апос­тола Павла с его призывами и показанием личного примера вплоть до готовности отдать жизнь за проповедь Евангелия, не считаясь ни с какими лишениями, прямым образом относилась к ефесским пресвитерам, все содержание этой речи полностью и не в меньшей степени относится и к современным пастырям.

Всецелая преданность проповедованию Слова Божия, неуто­мимость в деле служения спасению душ пасомых, отсутствие корыстных и низменных интересов, в случае необходимости и до­бывание средств пропитания собственными руками и, наконец, полная готовность положить душу свою за ближнего своего, – вот чему наши пастыри должны научиться из речи апостола Павла и, подражая личному примеру апостола, неуклонно исполнять его указания.