качествах священнослужителей (1 Тим. 3,1-13)
Апостол Павел послал Тимофея в Ефес с поручением исполнять там пастырские обязанности. Обязанности эти и сами по себе были очень трудны. Но они ещё более тяжелы были для Тимофея при известной настроенности ефесской Церкви. Он должен был прежде всего противодействовать партии тех христиан из иудеев (ср. 1 Тим. 1,6-7, ср. Тит. 1,10), которые оставив простоту апостольского учения и христианской жизни, увлеклись бесплодной религиозной ученостью — с одной стороны, под влиянием иудейско-гностического аскетизма, а с другой стороны – под влиянием иудейских раввинов и других старались увлечь по этому пути. Потом, как епископ ефесский, Тимофей должен был рукоположить пастырей. В последнем случае он особенно нуждался в совете. Апостол Павел преподает Тимофею этот совет, указывая, что при определении в должность важно обращать внимание сколько на дарование, столько же и на нравственные качества и поведение определяемых. Наконец, Тимофей, как наместник Павла, должен был учить и руководить верующих. Здесь опять он нуждался в наставлении, чтобы быть сильным в учении при различных обстоятельствах и сохранить правильный образ жизни и образ действий. Такое именно наставление он и получает от апостола Павла в 3-й главе первого послания.
Мы будем иметь в виду именно эту главу послания к Тимофею. В этой главе апостол Павел учит, на какие нравственные качества нужно обращать внимание при поставлении во епископа.
Стих 1. «Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела ж елает». «Верно слово» соответствует другим выражениям того же апостола: «Истину глаголю... не лгу» (Римл. 9,1). Чтобы усилить значение своих слов и поставить выше всякого сомнения свою мысль, апостол Павел употребляет как бы некоторого рода клятву, что его слова полны несомненной истины и правды. Слово «епископство», как открывается из следующего стиха, означает здесь должность — сан епископа. Самое же слово «епископ», как видно из связи некоторых мест книги Деяний апостольских и посланий апостола Павла, означает представителя, надзирателя, вообще служебное лицо в Церкви.
Желание епископства (или, что в этом случае все равно — пресвитерства) апостол признает делом хорошим, добрым. Некоторые при этом спрашивают, сообразно ли с христианским смирением стремиться к высшим должностям церковным? Косвенный ответ дает в этом случае сам апостол: «добра дела желает». Он епископство называет самым прекрасным, добрым потому именно, что этот сан имеет целью душевное спасение ближних. Притом же апостол епископство называет делом, очевидно, соединенным со многими обязанностями, трудами и ответственностью; а потому стремящийся к епископству стремится к подвигам, трудам, что и требуется от христианской жизни. При такой важности служения, к какому призваны пресвитеры, необходимо было указать Тимофею те качества, какие он должен требовать от кандидатов священства.
Эти качества составляют содержание 2-го стиха: