Пастырство по учению святых отцов Церкви

 

В первые три века юная Церковь Христова находилась в стесненных обстоятельствах, при которых ей трудно было рег­ламентировать со всей подробностью как условия избрания в священнослужительские должности, так и определенные правила поведения их сообразно с высоким их званием. Поэтому и в тво­рениях святых отцов того времени не встречается более или менее подробного изложения пастырских обязанностей, а содержится лишь краткое руководительное указание относительно отдельных сторон пас-тырской деятельности, отличающиеся истинно отечес­кою простотою и теп-лотою любящего сердца. Например, святитель Игна­тий Богоносец (§ 106 г.) призывает пресвитеров «исполнять служение своё со всяким тщанием, плотским и духовным». «Ста­райся, — говорит он, — о единении, будь снисходителен ко всем, неутомим в молитве, носи немощи всех, ибо где больше труда, там больше и приобретения. Будь бдителен, как подвижник Божий. Стой твердо, как наковальня, когда по ней бьют. Хорошему бор­цу свойственно принимать удары и, однако, победить. Но осо­бенно мы должны все терпеть ради Бога, чтобы Он и потерпел нас. Учись разуметь обстоятельства времени. Богослужебные соб­рания созывай почаще». Он же внушает пресвитерам находиться в должном подчинении епископам.

Мысль о взаимном мире и единении между епископом, пас­тырями и пасомыми, а равно о соблюдении в Церкви должного под­чинения и порядка с большею подробностью развита в послании Климента Римского (§ 100 г.) к Коринфской Церкви.

Святитель Поликарп, епископ Смирнский (§ 167 г.) требует, чтобы и пресвитеры были «благосердны, милостивы ко всем, об­ращали заблудших, посещали больных, заботились о вдовах, о бедных и сиротах, воздерживались от гнева, мщения, заискива­ния и несправедливости в суде, удалялись от всякого сребро­любия и не были легковерны к наговорам на кого-либо».

Святитель Ириней, епископ Лионский (§ 202 г.), рассуждая о том, какое тяжкое наказание ожидает худых пресвитеров, и как высоко нужно ценить истинное пастырство, убеждает удалять­ся тех, которые, будучи «многими почитаемы за пресвитеров, служат своим похотям, и хотя кажутся имеющими страх Божий в сердцах своих, но уничижают других, гордятся своим старшинст­вом (председательством) и скрытно делают зло». Ириней вну­шает иметь общение только с теми, кои «хранят учение апосто­лов и, исполняя обязанности пресвитера, предлагают учение здравое и ведут бессоблазненную жизнь к утверждению и исправ­лению прочих». По учению святителя Киприана, епископа Карфагенского (§ 259 г.), «каждый, удостоившийся священства, должен слу­жить только алтарю и жертвам, заниматься только молитвами и молениями, и не оставлять Церковь для занятий земными и мир­скими делами, но трудиться денно и нощно для дел небесных и духовных».

С IV века наступило более благоприятное время для внутреннего развития и внешнего устройства церковной жизни. На поместных и вселенских соборах определены были положитель­ные правила, касающиеся различных сторон церковного благоуст­ройства. В том числе указаны были канонические условия вступ­ления в клир, а также служебные права и обязанности клириков, сформулированные на основании Слова Божия и практики Церкви Апостольской. Ру­ководясь этими указаниями, отцы Церкви того времени стали применять их к частным случаям пастырской деятельности и в своих творениях развивать идеи пастырского долга с большей потребностью. В этом отношении особенно замечательны следую­щие отцы и учители Церкви.

1. Святитель Амвросий Медиоланский (§ 397 г.)

2. Святитель Иоанн Златоуст (§ 407 г.).

3. Святитель Григорий Двоеслов, папа Римский (§ 604 г.).