«Шесть слов о священстве»
Святитель Иоанн Златоуст, состоя в звании диакона в Антиохии (380-386) и желая избежать принятия пастырского служения, написал в свое оправдание шесть книг «О священстве», изложенных в форме разговора Златоуста с (неизвестным) другом его Василием. Он с особенным благоговением относится к пастырскому званию, понимает его слишком высоко и потому страшится великой ответственности, соединяемой с этим служением.
«Священство, — говорит он, — совершается на земле, но принадлежит к порядку небесных учреждения, и — весьма справедливо. Ни человек, ни ангел, ни архангел, ни другая какая сотворенная сила, но сам Утешитель установил это служение и побудил людей, еще пребывающих во плоти, подражать службе ангелов. Поэтому, священник должен быть так чист, как бы стоял на Небе, посреди ангельских сил... Когда видишь Господа закланным и лежащим, священника предстоящим при жертвоприношении и молящимся и всех окропляемых честною Кровию, думаешь ли ты, что еще находишься с людьми; стоишь на земле, что не мгновенно перенесся на небеса и, отринув от души все плотские мысли, простою душою и чистым умом не созерцаешь Небесное?»
Живя на земле, священники призваны к распоряжению Небесному и получили власть, какой Бог не дал ни ангелам, ни Архангелам, потому что им не сказано: «что вы свяжете на земле, то будет связано на Небе, и что разрешите на земле, то будет разрешено на Небе» (Мф. 18,18). Какая власть больше этой?
Говоря затем о нравственной чистоте священника, соответствующей высокому служению его, святитель Златоуст вопрошает: каков должен быть тот, кто молится за целый город, за всю вселенную и умилостивляет Бога за грехи всех, не только живых, но и умерших? Для такой молитвы я не считаю достаточным даже дерзновения Моисея и Илии. Он (священник) так приступает к Богу, как будто ему вверен весь мир, и он есть отец всех. Молит о прекращении повсюду войн, утешении мятежей, просит о мире, плодородии, скором устранении всех тяготеющих бедствий, частных и общественных. Он должен во всем столько превосходить всех, за которых просит, сколько защитник превосходит защищаемых. А когда он призывает Святого Духа, совершает страшную жертву и постоянно касается общего всех Владыки, — скажи мне, где поместим его? Какой потребуем от него чистоты и какого благоговения? Подумай, каковы должны быть руки, служащие этому; каков язык, произносящий эти слова? Не всегда ли душа светлее и чище, принимающая этого духа? Тогда ангелы предстоят священнику, весь чин небесных сил взывает и, в честь Лежащего, наполняет место около Престола (Кн. 6. С. 106-107).
Неудивительно, после этого, если даже такие великие мужи, как апостол Павел, вознесшийся до третьего Неба и удостоившийся тайн Божиих (2 Кор. 12,2), всегда страшились взирая на важность пастырского долга. Обращаясь потом к вопросу о своем уклонении от священства, святитель Златоуст отвечает: «Если бы достаточно только было называться пастырем и исправлять должность как попало, и если бы не было никакой опасности, пусть желающий обвиняет меня в тщеславии. А когда принимающему на себя пастырство должно иметь великое благоразумие, прежде благоразумия великую благодать у Бога, правоту нравов, чистоту жизни и добродетель более, нежели человеческую, то ты не откажешь мне в прощении за то, что я не хотел напрасно и безрассудно погубить себя... Нет, я знаю свою душу, слабую и малую. Зная важность служения и великую трудность дела?»
«Душу священника обуревают волны, сильнейшие тех, какие ветром поднимаются на море. И прежде всего видится огромная скала тщеславия, гораздо опаснее скалы сирен, о которой баснописец рассказывает чудеса... Если бы кто вручил мне настоятельство, то было бы все равно, если бы он, связав назад мне руки, бросил меня живущим на той скале зверям для того, чтобы они меня каждый день терзали. Какие же это звери? Ярость, уныние, зависть, раздор, клевета, осуждение, ложь, лицемерие, коварство, гнев против людей, ничем не обидевших нас, удовольствие по поводу беспорядков их, любовь к похвалам, желание чести (оно более всего волнует человеческую душу), учение, предлагаемое для удовольствия, принужденная лесть, низкое ласкательство, презрение бедных, услужливость богатым, неразумные и вредные почести, благосклонности, опасные как для оказывающих, так и для принимающих их, робкий страх, приличный одним самым последним невольникам, отсутствие дерзновения, великий вид смиренномудрия, в котором истины — нисколько, устранение обличений и епитимий или, лучше сказать, применение их, даже выше меры к людям незнатным, а пред людьми облеченными властью — несмелость, не позволяющая и рот открыть» и т.п. (Кн. 3, с. 42-44).
Далее святитель Златоуст обращает внимание на то, «что пороки священников не могут быть скрытыми, но хотя бы они были и малы, скоро делаются известными...» «Грехи обыкновенных людей, как производимые во мраке, губят одних согрешающих, а порочность значительного и известного многим мужа наносит общий вред всем». Поэтому-то, «для священства должны быть набираемы такие же души, какими благодать Божия некогда показала в вавилонской печи тела святых отроков» (с. 51-52). Достоинство кандидата в священство святитель Златоуст определяет не внешними его заслугами и даже не одним только благочестием его. «Знаю многих, — говорит он, — подвизавшихся все время, изнуривших себя постом, — пока они могли быть в уединении и заботиться о себе, угождали Богу и каждый день успевали в любомудрии, а когда, став в толпе, принуждены были исправлять невежество народа, то одни в самом начале оказались неспособными к такому делу, иные же, вынужденные остаться, бросив прежний образ жизни, весьма много повредили себе и не принесли никакой пользы другим. Если даже кто всю жизнь провел в низшем чине службу и достиг преклонной старости, я не считаю его достойным высшего сана только по уважению к возрасту его» (с. 55).
«Итак, имеющему рукополагать, должно делать большое испытание рукополагаемому; а еще более рукополагаемому следует испытывать самого себя» (с. 76). По словам Иоанна Златоуста, священник должен быть человеком образованным, особенно же сведущим в Священном Писании и твердым в догматах христианских, чтобы быть опытным в спорах: «по причине неопытности одного, говорит он, – много людей доводится до последней погибели» (с. 99-101). «Особенно же он должен заботиться о развитии в себе дара слова. Образованные люди должны больше трудиться, чем неученые. Никто не обвинит этих последних, если они не произнесут ничего достойного внимания, а те, если не всегда будут произносить что — ибо выше того мнения, какое все имеют о них, получат от всех упреки. И так как сила слова зависит не от природы, но от учения, то хотя бы кто и довел её до совершенства, может опять потерять, если старанием и упражнением не будет развивать этой силы» (с. 96).
Святитель Григорий Двоеслов «Правило пастырское»
«Правило пастырское» — самое лучшее и наиболее целостное сочинение святителя Григория Двоеслова, папы Римского. Григория, как и Златоуста, упрекали за уклонение от принятия на себя пастырского служения, и — вот он в настоящем сочинении, посвященном одному из друзей своих (Иоанну, епископу Равенскому, который, как видно, тоже упрекал его за такое уклонение), по собственным словам его, излагает «все, что относится к трудности и важности этого служения, желая предостеречь как тех, которые не вступали еще в звание пастыря, чтобы в избрании его не были опрометчивы; так и тех, которые необдуманно домогаются этого звания, чтобы на принятие оного смотрели со страхом и трепетом». «Никто в мире не берется учить других какому — либо искусству, не изучив его сам наперед с самою тщательною подготовкою.
Как же безрассудно поступают те, которые дерзают принимать на себя пастырское служение, нисколько не подготовившись к этому служению, между тем как управление душами человеческими есть искусство из искусств. А кто не знает, что душевные болезни сокровеннее и опаснее болезней телесных? И однако же часто случается видеть, что вовсе не знакомые с духовными правилами не страшатся выдавать себя за врачей душ, тогда как незнающие силы и действия трав и мазей не смеют выдавать себя за врачей телесных...» «И теперь находятся люди, которые в самой Церкви Святой под видом управления ею, домогаются суетной славы и почестей; желают казаться учителями, стараются одни перед другими превзойти всех прочих и, как свидетельствует Сама Истина, любят первые целования на торжищах, первовозлежания на вечерях и председания на сонмищах» (Мф. 23, 6-7; Мк. 38-39; Лк. 20,46).
Но такие люди, по тому уже самому, не могут достойно проходить служения пастырского, если они достигли его, что стремились к смиренному сему служению из одного тщеславия. Ибо и язык изменяет на кафедре тем, которые учат одному, а заняты бывают другим». У святителя Григория Двоеслова в его «Правиле пастырском», кроме подтверждения высокого взгляда на пастырское служение выраженного и у других отцов Церкви, очень подробно определяются частные отношения пастыря к пасомым. Златоуст с особой настойчивостью призывает пастырей к любви, выражающейся в сострадании и благотворительности слабым, немощным.
Такая любовь «возвышается к Горнему и делает нас более способными возноситься к Богу». Далее пастырь, как рукоделатель своей паствы, должен «ласкою и дружно обращаться с ближними и являться строгим ревнителем правды перед про...ми». Пастырь Церкви не должен отягощаться мирскими заботам в ущерб попечению о нравственных нуждах пасомых, но вместе с тем не должен забывать и о внешнем благосостоянии пасомых. Пастыри, увлекшиеся одними «мирскими заботами, не обращают уже никакого внимания на существующую обязанность свою — быть духовными руководителями своих подчиненных. А от того и подчиненные охладевают в своей жизни ревностью о благочестии, встречая преткновение к тому в соблазнительном примере предстоятеля своего...»
С другой стороны, нельзя одобрять и тех пастырей, которые посвящают свои занятия исключительно одним духовным предметам так, что внешние нужны паствы для них как бы не существуют. Следствием этого бывает то, что, пасомые, не видя в них сочувствия к своим нуждам, остаются, в свою очередь, равнодушны и к ним, пренебрегая большею частью их пастырскими наставлениями... Выслушивая из уст их обличения своих поступков, но не видя сочувственного сострадания к своим немощам и нуждам настоящей жизни, они неохотно слушают их духовные беседы, а ещё менее выполняют то, что им внушается в них...
Поэтому пастырям необходимо заботиться и о невинных средствах к процветанию внешнего благосостояния членов своих паств, если для них вожделенно, чтобы и внутреннее их благополучие тем более процветало». В дальнейших своих наставлениях святитель Григорий Великий советует пастырям не искать себе популярности и избегать человекоугодничества, быть разборчивым в своих обличениях и в своей сдержанности, в ревности и снисходительности. В своих поучениях приноравливаться к различным состояниям своих слушателей, и при этом указывает самый способ или своего рода программу подобного рода наставлений. Последнему вопросу (о поучении пасомых) посвящена вся последняя часть его «правила пастырского».