История науки

 

Наука «Практическое руководство для пастырей» довольно молода. Появление её вызвал Устав духовной школы 1867 года. Наука эта была создана путем соединения пастырского богословия с церковным правом. Причем, из пастырского богословия наша на­ука взяла понятие о нравственном идеале пастыря и его нравст­венных обязанностях. А из Церковного права — церковные и граж­данские постановления о Церкви.

В результате «Практическое руководство для пастырей» должно изложить учение о правах и обязанностях пастыря в его отношениях к себе, к семье, к причту, к приходу, к обществу, к Родине, к гражданской и церковной власти.

Руководства:

1. На основе разных трудов по пастырскому богословию, первый опыт по нашей науке был сделан Розановым. Затем «Практическое руководство для пастырей» составили:

2. Черниговский священник Хойнацкий (1878 г.).

3. Иркутский кафедральный протоиерей Громов.

4. Законоучитель Черниговской гимназии Хорушенов (1879 г.)

5. Нечаев. С 1884 по 1892 гг. вышло 4 издания. В 1912 г. вышло 11-ое издание.

6. Покровский, преподаватель Тульской семинарии.

Пособия:

1. Профессор Киевской духовной академии Певницкий. Приготовление к священству и жизнь священника; Служение священника в качестве духовного руководителя прихожан (1890 г.); Священство. Основные пункты в учении о пастырском служении (1892 г.).

2. Профессор Петербургской духовной академии Соллертинский «Пастырство Иисуса Христа» (1896 г.).

3. Ректор и профессор Казанской духовной академии Хровицкий. Письма пастыря о некоторых недоуменных сторонах пастырского дела;

О пастырском призвании // Собр. сочинений. 2-й том.

Все эти руководства в некоторых сторонах своих устарели, что вызванно особенно изменением положения Церкви в государст­ве после 1917 года, когда по декрету СНК РСФСР от 23 января 1918 года Церковь была отделена от государства, а школа – от Церкви.

Положение Церкви в государстве стало определяться госу­дарствен-ными законами (см. проф. Гидулянов «Отделение Церкви от государства в СССР»). Внутренняя жизнь Церкви регулируется самой Церковью.