Необходимость образования для пастырского служения

 

От пастыря требуется, чтобы он был «учителем», т.е. способный назидать других... да силен будет и утешати во здравом учении и противящиеся обличати» (Тит. 1,9). Но «и в свете, — говорит святитель Григорий Двоеслов, — не берутся учить какому-либо искусству, не изучив предварительно, посредством внимательного размышления. Как же безрассудно поступают те, кои принимают на себя пастырское служение, нисколько не при­готовившись к нему, — между тем, как управлять душами чело­веческими есть искусство из искусств». Сему внушению святитель Гри­гория равносильно и святительское, вручаемое новопосвященному иерею, поучение: «чтобы других научать, нужно, во-первых, самому разуметь: никто не может преподать того другому, чего не имеет сам. Как слепой может показать путь другому? Как сам незнающий может научить иного»? Отсюда следует, что пастырю Церкви потребно много знаний, чтобы быть учителем церковным:

а) научных;

б) познания самого себя;

в) уразумения воли Божией о своем избрании.

Наша Церковь с особенною заботливостью подготовляет в учебно-духовных заведениях юношество к пастырскому служению. «И яко измлада Священная Писания умееши, могущи, могущая ти умудрити во спасение... Всякое писание богодухновенно и полез­но есть ко учению, ко обличению, к наказанию еже в правде» - говорит апостол Павел в своем втором послании к Тимофею (3, 15-16). И вот к сему-то «Богодухновенному писанию, полезному для научения, для обличения, для исправления, для наставле­ния в праведности» должен прилежать и слухом, и сердцем го­товящийся быть учителем Церкви и истолкователем Божественных писаний. А чтобы и тогда, когда школьное руководство окончит­ся, предоставленный самому себе пастырь не увлекся в «науче­ния странная и различна» (Евр. 12,9), в предохранение себя он должен держаться как за «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3,15) — за исповедание Православной Церкви, и за писа­ние святых отцов.

Для этой цели не лишне знание еврейского, греческого и латинского языков, на которых писали Моисей, евангелисты и апостолы, и после них – великие учители Церкви греческой и латинской.

Прежде, чем пастырь выступит на свое поприще со словом учительства, ему следует начать свое дело отправлением цер­ковной службы. Готовящийся к пастырскому служению обязан перед совершением чина вечерни предварительно ознакомиться с чином совершения вечерни, утрени, литургии, таинств и дру­гих различных молитвословий, к чему руководством служат Устав церковный, Служебник, Требник, Книга молебных пений и проч.

Не написанное же в них восполняется церковною практикой. С ней пастырь должен ознакомиться предварительно чрез внима­тельное наглядное наблюдение каждого шага опытных священ­нослужителей. Если каждый православный христианин должен «будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Петр. 3,15), то тем более учителю Пра­вославной Церкви надобно быть при всяком случае готовым к та­кому ответу, который вразумил бы заблуждающегося от истины. А для этого пастырь должен быть знаком с сущностью самих за­блуждений, обличение которых составляет его обязанность. Поэ­тому и различия в учении христианских вероисповеданий могут быть предметом пастырского обсуждения. Следовательно, все это требует предварительного со стороны пастыря исследования. Врач не сумеет дать верного противоядия, не узнав предварительно свойства принятого яда.

Пастырю придется иметь дело с людьми и высокообразованными и простыми. В первом случае у него должен быть за­пас сведений, которые не унизили бы его в глазах образованно­го общества, а в последнем – доверчивая паства иногда попросит у него советов на разные даже житейские случаи. Чтобы быть го­товым удовлетворить тому и другому требованию, пастырь должен следить за современной литературой. Наконец, у нас есть закон, что никто не может отговариваться неведением закона, когда он был обнародован установленным порядком. Следовательно, пастырь, кроме твердого изучения законов церковных, должен знать и за­коны гражданские, преимущественно те, которые имеют отношение к служению пастырскому и к Церкви. Обогащение ума научными познаниями еще не составляет всего, что нужно желающему при­нять на себя пастырское служение. Готовящийся к сему званию должен предварительно узнать себя самого чрез всесторонний осмотр своего сердца и чрез тщательное испытание своих сил. Апостол Петр троекратно исповедал любовь свою ко Господу: «Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя» (Ин. 21,17). Тогда ему поручено пасти овец и ангцев Иисусовых, т.е. членов Церкви Христовой.

С первого же дня должен начать испытание себя самого и каждый, ищущий пастырского звания: горит ли сердце его тою любовью ко Господу, которая готова на всё ради сладчайшего Иисуса? Святой Петр с крепкой любовью к Пастыреначальнику при­нял обязанность пастыря, потому увещал и своих преемников – сопастырей пасти стадо Божие по указанию той же любви, «назирая за ним не принужденно, но охотно, не для гнусной корыс­ти, но из усердия; не для того, чтобы господствовать над нас­ледием Божиим, но имея в виду одно — когда явится Пастыреначальник, получить от него его неувядаемый венец славы» (1 Петр. 5,1-4).

Из этого увещания видно, что для приобретения пастыр­ского достоинства могут быть побуждения иногда и нечистые, именно, корысть и стремление к преобладанию. Поэтому готовя­щийся к пастырскому служению должен заглянуть в саму глубину своего сердца, не таятся ли там его нечистые силы, прикрытые лишь наружным выражением желания — совершать дело благовестника? Ни непщует ли он «приобретение быти благочестие» (1 Тим. 6,6), т.е. не увлекается ли своекорыстною мыслью, будто свя­щенническое звание служит для прибытка? Если что-нибудь похо­жее будет замечено в сердце, то или сердце надобно очистить, или же безопаснее не принимать на себя звание, в котором на­добно отрешиться от многого, приличного мирянину, но непри­личного пастырю.

Обозрев своё сердце, хотя бы и не нашел в нем таких грубых пороков, которые не дозволяют принимать пас­тырский сан, за всем тем должен испытать себя: в силах ли он перенести все те искушения, какие могут встретиться с ним, когда он возьмет на себя посредничество между Богом и челове­ком. С каких сторон и сколь сильны и настойчивы могут быть искушения, и какая с ними должна быть неослабимая борьба, и против какого неотвязчивого врага, это будущий пастырь преж­де всего должен видеть в примере Великого Пастыреначальника Господа нашего Иисуса Христа, когда Он, приняв крещение от Иоанна, удалился в пустыню для приготовления Себя к чрезвы­чайному служению искупления человеческого рода (Мф. 4,1-11; Мк. 1,12-13; Лк. 4,1-13) и здесь выдержал, как второй Адам, испытательный срок против плоти и крови, которую предал сорокадневному посту, и против диавола, с которым сражался мечем Слова Божия.

Сколь ни разнообразны падения диавола, но всегда они направлены на одни и те же слабые места, подмеченные в человеческой природе с минуты грехопадения прародителей. И пастырю Церкви доведется иногда быть без куска хлеба. Искуситель не замедлит явиться с советами из камней сделать хлебы, т.е. какими-нибудь средствами обратить бедность в довольство. Это главные виды искушений, наводимых диаволом, неизбежность борьбы с которыми Богочеловек показал в Своем примере. Затем Спаситель не утаил от Своих верных служителей и того, что их ожидают не радости, а тяжелые испытания от несправедливости и ненависти людей, которые вместо любви и благодарности к про­возвестникам истины, будут преследовать злоречием, оклеветием, поруганием и изгнанием самых достойнейших пастырей, ка­ковы были апостолы. Обо всем этом готовящийся быть пастырем должен прочитать в Евангелии тысячекратно (Мф. 10; Мк. 13,13; Лк. 10,3; 4-10,20,12-18; Ин. 15,18-21, 16,1-3,20) раз­мыслить как о деле, решающем его вечную участь, взвесить тя­готу предстоящих подвигов со своими силами и по тщательном размышлении определить, быть или не быть пастырем Церкви.

Однако такая решимость не должна основываться ни на излишнем самоуничижении, совпадающем с малодушием и обленением лукавого раба, скрывшего талант свой, ни на легкомысленной готовности принять то, чего не в силах нести. В книге о долж­ности священника сказано по этому случаю: «Имущий таковая со­вершенства (нужные для пастырей) согрешат, если в чину сем Богу и ближнему послужить не захотят, особенно званы бывше, Не имущий же, не только самоохотно к принятию на себя сего чина да не текут примером лжепророков, но и звали будучи, и убеждаеми, да отрицаются» (пункт 7). Так же точно рассудил и св. Григорий Двоеслов: «Кто имея все потребные способности пасти стадо Божие, отказывается пасти, тот обнаруживает, что не любит Пастыреначальника. Безрассудно поступают и те, кои принимают на себя пастырское служение, нисколько не пригото­вившись к нему, между тем как управлять душами есть искусство из искусств» (Книга о должностях приходских пресвитеров, 6 прим.).

Доброго дела желает, кто епископства, т.е. пастырско­го служения, желает, говорит апостол Павел (1 Тим. 3,1). Однако желающий этого должен следовать не одной своей воле, но вниматель­нее испытать о себе волю Божию. Ибо «никтоже сам себе приемлет честь, но званный от Бога, якоже и Аарон» (Евр. 5,4). Зва­ние Божие разнообразно, но всегда будет понятно тому, кто призывается. Первых учителей Вселенной, святых апостолов из­брал Сам Совершитель нашего спасения, Иисус Христос. Он же Сам по вознесении на Небо призвал на служение Себе страшного гонителя Церкви Павла и поставил его учителем языков. Дух Святой повелел отделить на дело пастырское Варнаву и Павла. Тимофей посвящен был от апостола Павла епископом по указанию бывших о нем ранее предречений. Потом обыкновенный способ избрания на пастырское служение утвердился в согласии Церкви, и её безошибочность свидетельствовалась иногда указанием свыше.

Так, Амвросий, сын язычника, когда в Медиоланской Церк­ви возникло шумное разногласие между православными и арианами по случаю избрания епископа, в качестве градоначальника вошел в Церковь, для усмирения волнующихся, но единодушно теми и другими сам был избран во епископа по неведомо откуда пришедшему младенческому голосу: «Амвросий — епископ!» Это было в 374 году. Решившийся посвятить себя на исключи­тельное служение Церкви, прежде всего должен обратиться к Пастыреначальнику Иисусу Христу и просить указания Его: «Что мне подобает делать?»

И когда прочтет евангельский ответ, что долг пастыря доброго состоит в усердном пасении стада Христова, да пасо­мые «живот имут, и лишме имут» (Ин. 10,1-11), в неусыпном бдении о стаде, чтобы ни одна овца не сделалась горохищною добычею волка, о решимости душу свою полагать за овцы, - когда призываемый все эти указания приложит к своему сердцу и почувствует, что готово сердце его на все труды и подвиги пастырские, тогда да разумеет над собою звание Божие, и в уповании на Божественную благодать, немощная врачующую и ос­кудевающая восполняющую, с дерзновением да приступает к Прес­толу благодати, да входит во двор овчий дверьми, которые от­верзает дворник — Дух Святой чрез видимое рукоположение.