Источники практического руководства для пастырей

 

Наука «Практическое руководство для пастырей» ставит перед собой задачу представить будущим пастырям необходимый круг знаний относительно как нравственных начал, руководство­ваться которыми должен в своей деятельности каждый пастырь, так и церковных и соответствующих гражданских постановлений или, иначе, весь церковно-правовой или юридический материал, относящийся к Церкви и действующий в настоящее время.

Указанной задачей определяется и состав источников на­шей науки.

Прежде всего пастырь должен иметь своим идеалом Самого Пастыреначальника, Господа нашего Иисуса Христа, Который при­мером Своей личной жизни являет пастырю высочайший образец.

Как и всякая богословская наука, наша наука должна иметь своим основанием Священное Писание как Ветхого, так и Нового Завета. Из него мы получаем уверение в том, что как ветхозаветное священство, так и новозаветное пастырство — уч­реждение божественное. Уже в Ветхом Завете содержится много постановлений о ветхозаветном священстве. Основатель Новоза­ветной Церкви, помимо личного примера для пастырей, много учил о пастырстве, Сам поставил в лице апостолов первых пастырей. Апостолы, являясь личным примером для пастырей, в некоторых посланиях говорят о том, каким должен быть пастырь. В творениях святых отцов Церкви много говорится о пастырстве.

Также обязательным для пастырей являются и все законо­положения о Церкви, из которых наиболее важными и общеобяза­тельными являются:

1. 85 апостольских правил.

2. Постановления Вселенских Соборов:

- определения, т.е. догматические постановления;

- каноны – постановления, касающиеся устройства и жизни Церкви.

Но канонические постановления издали не все семь призна­ваемых Православной Церковью соборов. Так, V и VI Вселенские соборы канонов не издавали, но в дополнение к этим двум собо­рам, в 692 году в Константинополе был созван так называемый Трулльский, или пято-шестой, или считающийся также шестым Собор, который издал 102 канона.

Таким образом, каноны издали следующие Вселенские Соборы:

Первый (он же I Никейский, 325 г.);

Второй (I Константинопольский, 381 г.);

Третий (Ефесский, 431 г.);

Четвертый (Халкидонский, 451 г.);

Шестой (Трулльский, 692 г.);

Седьмой (II Никейский, 787 г.).

Всего Вселенские соборы издали 189 канонов или правил.

Помимо Вселенских Соборов, каноны издавали и поместные соборы. Постановления некоторых из них были усвоены Вселенской Церковию (на Трулльском соборе), как обязательные для всей Православной Церкви.

Соборы эти следующие:

Анкирский (314 г.);

Неокесарийский (314 г.);

Антиохийский (341 г.);

Сардикийский (344 г.);

Гангрский (362 г.);

Лаодикийский (381 г.);

Константинопольский (394 г.);

Карфагенский (419 г.).

Кроме перечисленных поместных соборов, обязательными для всей Православной Церкви являются постановления ещё двух поместных Константинопольских соборов: 861 г. и 879 г. Постановления этих двух соборов не были усвоены Вселен­ской Церковью подобно предыдущим восьми, но сделались обязательными для всей Православной Церкви потому, что были заключены патриархом Фотием в его Номоканон, который был усвоен Вселенской Церковью. Всего 10 поместных соборов издали 334 правила. Также обязательны и правила святых отцов:

III века – Петра Александрийского, Григория Неокесарийского, Дионисия Александрийского;

IV века – Афанасия Великого, Григория Богослова, Григория Нисско-го, Василия Великого, Тимофея Александрийского, Амфилохия Иконийс-кого;

V века – Кирилла Александрийского, Геннадия Константинополь-ского, Феофила Александрийского.

Правила этих отцов приняты были как обязательные Трулльским собором. Кроме того, всей Православной Церковью усвоено Послание Тарасия, патриарха Константинопольского (IV век), как включенное в номоканон патриарха Фотия. Всего 13 святых отцов издали 175 правил. Таким образом, общеобязательных для всей Православной церкви правил апостольских, вселенских и поместных соборов и святых отцов насчитывается 783.

Совокупность этих правил и составляет так называ­емый Канонический кодекс Православной Церкви. Все эти правила вошли в состав завершенного патриархом Фотием в 883 г. Номо­канона.

Кроме общеобязательных для каждой отдельной Православной Церкви канонических правил каждая Церковь, а иногда и госу­дарственная власть той страны, в которой данная Церковь суще­ствует, могут издавать касающиеся только этой Церкви и обяза­тельные только для неё постановления.

Так, например, Русская Православная Церковь, кроме ка­нонов, руководствуется некоторыми указами Синодального перио­да, постановлениями Московского собора 1917-1918 гг., особен­но «Положением об управлении Русской Православной Церкви», принятым на её Поместном Соборе 1945 г., а также постановле­ниями государственной власти, начиная с декрета СНК РСФСР от 23 января 1918 г. «Об отделении Церкви от государства и школы от церкви» и т.п.