Мф. 10, 1-4; Мк. 3, 13-19; Лк. 6, 12-16

 

События в Иерусалиме на празднике Пасхи показали, что в Иудее не было еще благоприятных условий для евангельской проповеди. Поэтому Христос удаляется в Галилею к берегам лю­бимого Им Геннисаретского озера, и там, вдали от слепых привер­женцев буквы ветхозаветного Закона, приступает к подробному изложению новозаветного учения о Царстве Небесном.

Но вино новое не вливают в мехи ветхие и к ветхой одежде не пришивают новой заплаты. Подобно этому, и новозаветное учение надо было преподать людям, далеким от тупого начетничества и узкого формализма. Поэтому перед Спасителем теперь стояла задача из числа многих Своих последователей избрать таких людей, которые смогли бы воспринять Его учение и сделаться солью земли и светом миру и положить начало новозаветному человечеству.

Исполненный таким желанием и сопровождаемый толпами народа, Господь по берегу Галилейского озера подходил к Капер­науму. Недалеко от города Христос остановился на одной из гор галилейских, которая возвышалась над голубыми водами озера. Преподав учение народу и совершив чудеса исцеления больных, Христос поднялся на вершину горы и пробыл там всю ночь в мо­литве к Отцу Небесному. Он просил Своего Отца «послать делате­лей на жатву, ибо жатвы много, а делателей мало». Христос про­сил, чтобы Отец указал Ему из числа последователей двенадцать ближайших помощников, которые продолжили бы Его дело спа­сительной проповеди и после Его вознесения понесли бы свет евангельского учения во все концы вселенной для всех народов.

С наступлением дня Господь призвал на вершину горы Своих учеников и из них избрал двенадцать, которых назвал апостолами, т. е. посланниками. Это были: «Симон, называемый Петром, и Ан­дрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфо­ломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозван­ный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот... » (Мф. 10, 2-4).

Господь избрал двенадцать апостолов, чтобы будущий народ Нового Завета, подобно народу ветхозаветному, также имел две­надцать духовных родоначальников, или патриархов.

Не богатых, не ученых и не сильных мира сего избрал Хрис­тос, но самых простых людей, все достоинство которых заключа­лось в их чистых, неиспорченных никакими ложными влияния­ми душах и непорочных сердцах. Образованные классы народа, раввины и священники, увлекаясь своими человеческими знани­ями, извратили понятие о Небесном и были проникнуты преду­беждением ко всему, что выходило за пределы их мелочной учено­сти и бездушного законничества. Поэтому они стали неспособны быть носителями и проповедниками Божественной истины ново­го Откровения.

Правда, и двенадцать избранных не сразу уразумели тайну пришествия в мир Учителя. Часто они не умели уловить Его са­мую простую мысль. Тем не менее Он выбрал именно их. Чест­ные, искренние, цельные натуры, не отравленные книжнической ученостью и узким фарисейством, они лучше других могли вос­принять Истину, проникнуться ею и понести ее в мир. Апостолы не предъявляли Христу своих сомнений, подобно ученым книж­никам и саддукеям, не допрашивали Его с такой назойливостью, как гордые самоуверенные фарисеи. Они смиренно следовали за Ним, самоотверженно любили Его и с благоговейной верой при­слушивались к каждому Его слову, хотя бы оно и разрушало их прежние надежды и мечты. Христос любил эту духовную семью – основание Церкви – и ставил ее выше всякого родства.