Завоевание Ханаана

 

18. Может возникнуть вопрос: как вообще оказалось воз­можным вторжение первобытного, плохо вооруженного народа в страну, далеко продвинувшуюся в развитии цивилизации, стра­ну, располагавшую многими укрепленными городами и хорошо вооруженными войсками. Успех израильтян, однако, станет по­нятен, если мы соотнесем его с политической ситуацией тогдаш­него мира. Ханаан, как мост между Африкой и Азией, постоянно служил объектом соперничества великих держав ¾ Месопотамии и Египта. После изгнания гиксосов он в течение трех столетий ос­тавался египетской провинцией и был разделен на множество мелких княжеств.

В то время, когда Моисей привел свой народ к Иордану, еги­петская мощь уже пошатнулась под ударами хетов, и особенно ¾ под натиском индоевропейских племен или, как их тогда называ­ли, «народов моря».

С другой стороны, в Месопотамии царства Ассирийское и Ва­вилонское вели борьбу за обладание всем Двуречьем и меньше об­ращали внимание на Сирию и Ханаан. По мнению историков, это был один из тех очень редких периодов в истории Древнего мира, когда в Ханаане не сталкивались экспансионистские устремле­ния Азии и Египта.

Бывшие ханаанские вассалы Египта теперь почувствовали себя независимыми суверенами. Стремясь расширить границы своих крохотных государств, они вели между собой бои за каж­дый участок земли. Вражда ханаанских царей дошла до такой степени, что в минуту величайшей опасности они не смогли со­здать общий фронт обороны. О степени этой раздробленности сви­детельствует книга Иисуса Навина, в которой говорится, что он убил тридцать одного царя.

На фоне этих политических отношений и того нравственно­го развращения ханаанских племен, о которых упоминается в Библии, становится совершенно понятным успех Иисуса На­вина, единственным, но всемогущим союзником у которого был Иегова.