Древняя Церковь и римское право

В понимании римлян брак в первую очередь был не средством обеспечить вечную жизнь в потом­стве, а соглашением между двумя свободными в своем выборе сторонами. Известный принцип рим­ского права, утверждающий, что «брак есть не обще­ние, а согласие» (nuptius non concubitus, sed consensus facit) [18], а также тезис Модестина «сожительство со свободной женщиной является браком, а не конкуби­натом», - из чего следует, что сожительство с рабы­ней, которая не обладает правом дать свободное со­гласие, ни при каких условиях не может быть назва­но браком, - легли в основу гражданского права всех современных цивилизованных стран. Сущность бра­ка видится в согласии, которое, в свою очередь, со­общает значимость и законность брачному договору или контракту.

Отношение к браку в римском праве как к дого­вору между двумя свободными сторонами было про­грессивным, особенно если сравнивать его со взгля­дами на брак в других цивилизациях Древнего мира. Такое понимание послужило основанием для повсе­местной эмансипации женщины и уравнения ее в правах с мужчиной.

Мужчина и женщина, вступая в брак, заключали обычный юридический контракт, и потому брак не нуждался в какой-либо третьей стороне, в гаранте его юридической действенности. Государство обеспечило себе право регистрации брачных договоров, которая давала возможность следить за их законностью и обеспечивала материалами суд, если на него выноси­лись споры, связанные с брачными отношениями.

Римское право, как и Закон Моисеев, предусма­тривало возможность расторжения брачного контрак­та. Условия, необходимые для развода, были весьма разнообразными как до, так и после начала христи­анской эры.

Христианская Церковь и во времена гонений, и в эпоху союза с римским государством подчинялась римским законам, регулировавшим брак. Даже ко­гда христианство стало государственной религией, древние определения брака как контракта были вве­дены в государственные законы и даже в церковный закон: «Номоканон из четырнадцати глав». Мы на­ходим подтверждение этому и в славянской версии Номоканона, так называемой «Кормчей», которая была основой канонического права славянских стран до начала XIX века.

Творения святых отцов тоже строятся на римских представлениях и терминологии брака. Вот слова писателя II века Афинагора в его «Апологии» к им­ператору Марку Аврелию (гл. 33): «Каждый из нас считает своей женой ту женщину, на которой он женат согласно вашим законам». Святой Иоанн Зла­тоуст (404 г.) ссылается на «гражданский закон», когда определяет брак как «не что иное, как объеди­нение или средство» (Гомилия 56 на Бытие, 2).

Число отеческих цитат по этому вопросу можно умножить до бесконечности. Однако их содержание вовсе не показывает, что Церковь оставалась безраз­личной к вопросу о браке, что она не имела своей собственной точки зрения, а просто усвоила господ­ствовавшее римское понятие о браке как контракте. В следующих главах будет показано, что расхожде­ния между Церковью и империей существовали все­гда. Ни разу во всей своей истории христианская Церковь не показала яснее, что она проводит в мир новую, беспрецедентную божественную реальность. Приведенные новозаветные тексты показывают, что эта новая реальность подразумевала совершенно но­вое отношение к браку, в корне отличное от иудей­ского и римского. Но эта новая реальность не выра­жалась в каком то оригинальном брачном обряде, ее природа не требовала отмены законов мирского об­щества. Христиане правильно поняли значение рим­ской юриспруденции. Они оценили ее прогрессивные в социальном отношении стороны. Но при этом они никогда не забывали, что в крещении и в евхаристии им дается новый опыт жизни и совершенствования, опыт уникальный и всеобщий. Поэтому обрядовая сторона при заключении христианами брака понача­лу не имела определяющего значения; в центре вни­мания бьшо отношение к браку его участников, сами их личности. Если вступали в брак христиане, то и брак становился христианским, он подразумевал хри­стианскую ответственность друг за друга и опыт хри­стианской жизни. Поэтому для христиан брак стано­вился таинством, а не юридическим договором двух сторон.