рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Таинства Православной Церкви. Таинство Брака

Таинства Православной Церкви. Таинство Брака - раздел Религия, Введение Все Православные ...

Введение

Все православные катехизисы говорят о браке как о «таинстве», т. е. о «тайне» Церкви. На первый взгляд такое определение кажется странным: брак существовал и у христианских народов, и у не­христианских, он известен был многим и многим по­колениям людей, в том числе и атеистам. Человек рождается, вступает в брак, рождает детей и умира­ет. Это законы природы, которые установил и бла­гословил Бог. Но брак особенно выделен Церковью. Особое благословение, которое преподается мужчи­не и женщине, вступающим в брак, называется «та­инством». Почему же? О браке писали очень много, писали люди различ­ных исповеданий и убеждений: католики и протес­танты, психологи, психиатры, социологи, юристы. Наш век породил мутный поток литературы, наце­ленной на чувственную природу человека. Публично обсуждаются вопросы, о которых прошлые поколе­ния, воспитанные в пуританском духе, никогда не рас­суждали даже наедине с собой. Общепризнанно, что Фрейд и Юнг революционизировали не только сек­суальную этику, но и наше понимание человеческой природы в целом. Между тем папа Павел VI, вопре­ки мнению большинства католических богословов, взял на себя трудную задачу защиты ставшего тра­диционным для католицизма запрещения искусствен­ных противозачаточных средств. Фактически тот кризис, который вызвала в католическом мире пап­ская Humanae vitae, имеет гораздо более глубокий смысл, чем проблема контроля над рождаемостью; энциклика предлагает определенную философию бра­ка и ответственности супругов друг перед другом. Все это требует православной оценки и ответа.

Обсуждение всех проблем, связанных с браком и сексом, находится вне пределов компетенции автора, ограниченного к тому же объемом публикации. Наша цель - раскрыть брак как таинство, т. е. углубиться в тот аспект его, которого не касаются ни психоло­гия, ни физиология, ни социология. Однако автор убежден, что православное понимание таинства бра­ка предполагает единственно возможное в христиан­стве отношение к наиболее жгучим проблемам со­временности. Это понимание, безусловно, расходит­ся с тем, которое признано традиционным в запад­ном христианстве. В этом различии таится, возмож­но, путь для практического преобразования брака в западном обществе.

Само представление о браке как о таинстве пред­полагает, что человек не только существо с опреде­ленными физиологическими, психологическими и со­циологическими функциями, но и гражданин Цар­ства Божия; с точки зрения православия жизнь чело­века в целом и в наиболее ответственные ее моменты в частности заключает в себе вечные ценности и Самого Бога.

Поэтому четвертая глава книги называется «Брак и Евхаристия». Евхаристия, или Божественная Ли­тургия, является тем мгновением и той точкой, в ко­торой христианин осознает свою истинную сущность. В Евхаристии Царство Божие, гражданином которо­го человек становится через крещение, становится не­посредственно достижимым для его духовного зре­ния. Божественная Литургия начинается возгласом: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа». В Литургии Церковь, это осязаемое собрание верных, перестает быть обычной человеческой орга­низацией и становится воистину Церковью Божией. В Евхаристии Сам Христос руководит этим собрани­ем, которое превращается в Его Тело. Рушатся все преграды между конкретными историческими мгно­вениями и вечностью. Церковь, таким образом, учит нас, что брак - это таинство, поскольку он соверша­ется в пределах Евхаристии.

Связь брака с Евхаристией может показаться не­ожиданной. Брак кажется сначала сугубо личным или семейным делом. Если Церковь его благословляет, он приобретает утешительный оттенок законности и до некоторой степени священности; но его связь с литургией для многих из нас остается пока неясной. Современный обряд венчания не имеет для нас оче­видной связи с Евхаристией, он превращается в празд­ник, на который мы зовем родственников и друзей. Но мы постараемся показать, что вне связи с Евха­ристией нельзя понять ни новозаветное учение о браке, ни сам обряд венчания в Православной Цер­кви. Евхаристия и соединение нас в Евхаристии -вот ключ к пониманию христианского отношения к браку в Церкви и вне ее. Многие затруднения, с которыми мы сталкиваемся в сегодняшнем мире, происходят именно от непонимания связи брака с Евхаристией.

Преодолеть это непонимание можно, лишь прямо посмотрев в лицо современному светскому обществу и четко сформулировав православный, христианский ответ на его вопросы. Действительно, евхаристичес­кое понимание брака ясно показывает, что суть хри­стианских требований к человеку - в отношении к нему как образу Божию, как к участнику божествен­ной жизни. Психологи и социологи, исходящие из своих, ограниченных постановкой проблем, областей исследования, могут достичь лишь слабого подобия этой истины, а не утверждения ее во всей полноте. Только христиане достаточно смелы, чтобы достичь ощущения, сформулированного святым Афанасием Александрийским: «Бог стал человеком, чтобы чело­век мог стать Богом». На этом тезисе основывается и смысл христианского брака.

Данные литургии и исторические факты, приводи­мые в этой книге, хорошо известны [1]. Наша задача заключается лишь в том, чтобы сделать необходи­мые выводы и попытаться определить, как вернуть современным христианам представление об истинной сущности брака.

 

 

1. См. особенно А. С. Павлов. Глава 50-я Кормчей книги. М., 1857 и С. В. Троицкий. Христианская философия брака. Париж, 1932.


Иудаизм и Новый Зовет

Этот взгляд, ярко выраженный в Ветхом Завете, непосредственно связан с отсутствием в раннем иуда­изме ясного представления о посмертном… Нормальным явлением был брак - моногамный и полигамный, но конкубинат [1]… В Новом Завете понимание брака претерпело ко­ренные изменения. Различия тем более явственны, что в Новом Завете…

Древняя Церковь и римское право

Отношение к браку в римском праве как к дого­вору между двумя свободными сторонами было про­грессивным, особенно если сравнивать его со взгля­дами… Мужчина и женщина, вступая в брак, заключали обычный юридический контракт, и… Римское право, как и Закон Моисеев, предусма­тривало возможность расторжения брачного контрак­та. Условия, необходимые…

Брак как Таинство

Каждый человек - член земного общества, граж­данин своей страны и член своей семьи. Он не мо­жет избежать требований материального существо­вания,… Когда человек принимает крещение и становится в Евхаристии «одним телом» со… Итак, когда святой Апостол Павел называет брак «тайной» (или «таинством», что по-гречески звучит так же), он имеет в…

Брак и Евхаристия

Ответ на этот вопрос заключается в сути различий между браком не христианским и христианским: пер­вый заключают между собой язычники, второй -… Но членами Тела Христова они становятся через Евхаристию. На связь между браком и Евхаристией намекает уже евангельский рассказ о браке в Кане (Ин. 2, 1-11), который и читается…

Венчание

Однако начиная с IV века у восточных христиан­ских авторов находим упоминания о торжественном обряде, сопровождающем это таинство. Согласно свя­тому… Однако появление обряда венчания еще не делало его обязательным для всех… Решительный шаг в этом направлении был сделан в^ начале Х века и совпал с появлением независимого от Евхаристии обряда…

Количество браков

Святой Василий Великий в своем четвертом пра­виле говорит, что вступающие во второй брак после смерти жены или развода должны понести епитимию - то… Ясно, что христианский брак, во времена святого Василия совершавшийся через… Нормы, составленные святым Василием, проводи­лись в жизнь по крайней мере до IX века, о чем свиде­тельствуют святой…

Условия вступления в брак

Свобода выбора и решения - это первое условие истинного христианского брака, которое православ­ная каноническая традиция стремится сохранить.… Если защита свободы выбора в брачном решении является совершенно оправданной,… У иудеев браки между близкими родственника­ми, даже двоюродными, не только допускались, но и поощрялись; римский закон…

Смешанные браки

Официальным условием церковного брака яв­ляется союз веры - то есть принадлежность супругов к Православной Церкви. Определе­ния Лаодикийского… Но, конечно, это не формальный вопрос. Общность веры делает брак истинно… Это уже не формальные вопросы, это коренные проблемы, на которые должны ответить все, так или иначе сталкивающиеся с…

Развод

Упорство католицизма в вопросе о юридической нерасторжимости брака, полного запрета на раз­вод и второй брак при жизни супруга все еще остается предметом споров. Православная позиция по этому вопросу очень часто определяется простым про­тивопоставлением католицизму. Но правильно ли за­явить, что «Православная Церковь допускает развод»?

Традиционная позиция католицизма и каноничес­кие правила о разводе и второбрачии основывают­ся на двух посылках: 1) брак является контрактом, юридически нерасторжимым для христиан; 2) брач­ный контракт касается только земной жизни, и, сле­довательно, он расторгается со смертью одной из сторон.

Православный же подход к этому вопросу определяется другими, совершенно отличными по­сылками:

1) Брак - это таинство, заключающееся в священ­ническом благословении членов Тела Церкви; как любое таинство, брак относится к вечной жизни в Царстве Божием и, следовательно, не прерывается со смертью одного из супругов, а создает между ними, если они того пожелают и если это дано им (Мф. 19, 11), - вечную связь.

2) Как таинство, брак - не магическое действие, а дар благодати. Участники его, будучи людьми, могут ошибиться и просить о благодати брака, когда они еще не готовы принять ее или сделать ее плодотворной.

По этим причинам Церковь допускает, что бла­годать могла быть «не воспринята», и позволяет расторжение брака и второй брак. Конечно, Цер­ковь не поощряет второбрачия, даже, как мы уви­дим, второбрачия во вдовстве - по причине вечно­го и неразрывного характера брачной связи; Цер­ковь лишь допускает второй брак, когда в опреде­ленных случаях находит его лучшим решением для человека.

Хорошо известно осуждение развода, высказанное Христом: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала было не так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот пре­любодействует; и женившийся на разведенной прелю­бодействует (Мф. 19, 8-9; ср. 5, 31-32; Мк. 10, 2-9; Лк. 16, 18) [1]. Но возможность развода из-за прелюбо­деяния и слова Апостола Павла о том, что жена . может развестись с мужем (1 Кор. 7, 11), ясно пока­зывают, что Новый Завет не понимает под нераз­рывностью брачных уз абсолютного запрета на че­ловеческую свободу. Эта свобода предполагает воз­можность греха и его последствий; в конечном счете грех может расстроить и брак.

Однако нигде в Новом Завете определенно не раз­решается второй брак после развода. Апостол Па­вел, допуская возможность второго брака для вдов­ствующих, в то же время крайне отрицательно отно­сится ко второму браку между разведенными: А всту­пившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, - если же разведется, то долж­на оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, - и мужу не оставлять жены своей (1 Кор 7, 10-11).

Как понимает Церковь это утверждение? Отцы Церкви в огромном большинстве своем вслед за Апо­столом Павлом осуждали любую форму второбра­чия, будь то брак после вдовства или после развода. Афинский философ из неофитов Афинагор, автор «Апологии христиан» (ок. 177 г.), как бы выражает мнение всех отцов древней Церкви, когда особо го­ворит о втором браке разведенных из-за «прелюбо­деяния», подчеркивая, что «тот, кто освобождается от своей первой жены, даже если она умерла, нару­шает супружескую верность в определенной скрытой форме» (Р 6, кол. 968). Но Церковь никогда не относилась к Евангелию как к системе принудительных юридических предпи­саний человеческому обществу. Евангелие должно быть принято обществом как абсолютная необходи­мость, как залог наступления Царства; оно предпо­лагает постоянную борьбу личности с грехом и злом, но оно никогда не низводится до понятия кодекса юридических обязательств или обязанностей.

Таким образом, в христианской империи допуска­лись разводы и повторные браки. Законы христиан­ских императоров, особенно Константина, Феодосия и Юстиниана, определили различные юридические ос­нования, по которым допускались развод и второ-брачие. Мы не можем перечислить их все в этой книге. В целом они были достаточно снисходитель­ны. До закона императора Феодосия II (449 г.), за­претившего развод, последний был результатом вза­имного согласия сторон. Вновь развод был разрешен Юстинианом II в 556 году и отменен только в VIII веке. Развод с правом вступления во второй брак допускался не только по причине супружеской не­верности, но и из-за политической измены, умыш­ленного убийства, исчезновения из семьи на пять лет и более, доказанного обвинения в прелюбодеянии и, наконец, как результат пострижения одного из суп­ругов в монахи [2].

Никто из отцов Церкви не осуждал эти императорские законы за подрыв христианских принципов. Они понимали неизбежность этих законов. Импера­торы, подобно Юстиниану I, искренно стремились к созданию такого законодательства, которое согласо­валось бы с христианскими идеалами. Формулируя тот или иной закон, императоры не чуждались ком­петентного совета епископов и богословов. Зачастую эти советники противились императорской воле, если она посягала на православие; но с законодательством о разводе они соглашались. Это законодательство нашло отражение в сочинениях многих Отцов. «Тот, кто не может хранить целомудрие после смерти пер­вой своей жены, - пишет святой Епифаний Кипр­ский, - или кто развелся со своей женой на таких достаточных основаниях, как блуд, прелюбодейство или другое злодеяние, если он берет другую жену или если жена выходит за другого замуж, божественное Слово не осуждает его, не отлучает от Церкви или жизни; Церковь терпимо относится к этому, вслед­ствие его слабости» («Против ересей», 69, Раз. 41, кол. 1024 С - 1025 А).

Разрешая разводы. Церковь, однако, бесчисленное множество раз разъясняла людям зло развода. Тер­пимость к государственным законам о разводах и на Востоке, и на Западе была терпимостью к «неизбеж­ному злу».

Была ли то снисходительность или капитуляция? Конечно, первое. Церковь всегда оставалась верна нормам новозаветного откровения: только первый и единственный брак благословлялся Церковью во время Евхаристии.

Мы уже видели, что второй и третий браки вдов­ствующих заключались только путем гражданской церемонии и предусматривали церковное покаяние от одного до пяти лет с отлучением от причастия. После указанного срока брачная пара вновь рас­сматривалась как полноправный член Церкви. По­вторные браки после развода требовали более про­должительного покаяния, в течение семи лет. «Тот, кто свою законную жену оставляет и берет себе другую, виновен в прелюбодеянии, по слову Госпо­да». Установлено правилами Отец наших, что такие должны быть в разряде «плачущих» в течение года, два года в числе «слушающих чтения Писаний», три года в «припадающих» и в седьмой год стоять с верными, и таким образом быть допущенными впредь к Причащению» (Шестой Вселенский Собор, правило 87).

Существовало, безусловно, большое число допол­нительных моментов, связанных с различием между виновной в разводе стороной и невиновной; на прак­тике пастырская «икономия» Церкви бьша более снис­ходительной, чем приведенный текст. Однако разве­денным по причине прелюбодеяния приходилось дол­гое время (в соответствии с евангельским текстом) быть отлученными от верных Церкви и пребывать в храме среди «плачущих», «слушающих» (т. е. тех, кто слушал Священное Писание, но не допускался к та­инствам) и «припадающих» (т. е. тех, кто был обязан в определенные моменты богослужения становиться на колени, в отличие от верных, имевших право в это время сидеть или стоять).

Церковь, следовательно, никогда не «признавала» развода и не «давала» его; развод всегда рассматри­вался как серьезный грех. Но Церковь всегда видела свою задачу в спасении грешников, давала им воз­можность исправиться, всегда была готова допустить их в число верных после покаяния.

И только после Х века, получив от императоров монополию юридической регистрации браков и оп­ределения их законности. Церковь была вынуждена «давать разводы» в соответствии с гражданским за­конодательством Римской империи, а впоследствии - других стран. Новое положение привело к утрате верующими представления об уникальности брака по христианскому учению. Церковный брак и церков­ный развод сделались пустой формальностью, вне­шним юридическим фактом, незаконными с точки зрения строгой христианской этики.

Я бы предложил нашим церковным властям, осно­вываясь на Священном Писании и церковной тради­ции, прекратить давать «разводы» (которые с недав­него времени стали совершаться в гражданских судах) и вести дела, связанные с разрешением на вторые браки. Такие разрешения должны были бы сопровождаться определенными формами покаяния (в соответ­ствии с каждым индивидуальным случаем) и дарова­нием церковного благословения по чину «второго брака». Подобное изменение сделало бы положение нашей Церкви более определенным и дало бы воз­можность плодотворнее совершать свое служение про­поведи, руководства и духовного врачевства.

 

 

1. Заметьте, что текст, касающийся развода по причине «нечис­тоты», основан только на Евангелии от Матфея. В словах самого Христа нет запрещения развода, как говорится об этом у еван­гелистов Марка и Луки.

2. См. особенно 22-ю новеллу Юстиниана.

 


Семья и регулирование рождаемости

Сам Иисус накануне Своей смерти на кресте в не­забываемый момент Тайной Вечери напомнил о радости деторождения: Женщина, когда рожда­ет, терпит… Здесь хочется отметить отношение Иисуса к де­тям: Иисус, призвав дитя,… Деторождение и воспитание детей - величайшая радость и подлинно Божие благословение. Не существует христианского брака…

Духовенство и брак

Новый Завет упоминает, что по крайней мере не­которые из апостолов, включая Апостола Пет­ра, были женаты. Наличие жены считалось впол­не нормальным… Древние каноны разрешали людям, намеревавшим­ся принять сан священника или… Это требование не распространяется на граждан­ские браки, заключенные до крещения, т. е. вне Цер­кви. Мы видели, что…

Брак, целибат и монашество

Христианская этика парадоксальна вообще, и в частности, потому, что брак и целибат, предпо­лагающие, казалось бы, различные принципы по­ведения,… В начале этой книги было показано, что особен­ностью христианского брака… Целибат - и особенно монашество - основаны на Писании и Предании Церкви, они непосредственно связаны с представлением…

Заключение

 

Брак - таинство, так как через него и в нем Цар­ство Божие приобретает жизненно ощутимую реальность. В каждом таинстве единственная Тайна спасения становится реальностью и прилага­ется к конкретному моменту человеческого бытия. В любом случае вхождение в новую жизнь - духовный ли рост, священническое ли служение, исцеление ли больного - совершается в присутствии Христа Спа­сителя через Духа Святого: в крещении, миропомаза­нии, посвящении в различные степени священства, в таинстве елеосвящения. В каждом случае новая жизнь входит в существование человека - входит как ре­альность, а не как обязанность, как дар и возможность, а не как магическое заклинание. За человеком остается право свободного выбора: либо войти в открывающуюся перед ним дверь, либо остаться на прежнем месте, то есть в царстве плоти.

Отдельные таинства лишь тогда приобретают под­линную реальность, когда выражают общую жизнь Церкви - Тела Христова. Крещение - это вход в Цер­ковь; миропомазание - дар, которым определяется свободное развитие в Духе; священство - это ответ­ственность за единство и созидание Тела; таинство елеосвящения открывает новые границы бытия в «но­вом Адаме», где нет ни болезни, ни смерти. Все эти индивидуальные аспекты жизни Тела имеют своим центром и вершиной Тайну, которая и делает Цер­ковь Телом Христовым: Божественную Литургию, Евхаристию. Вне этого Тела не может быть таинств.

Поэтому значение брака как таинства не может быть осознано вне евхаристического контекста. Цер­ковь с самых первых дней своего существования при­знавала лишь тот брак, который заключался между двумя членами Тела Христова; лишь он мог быть преобразован в реальность Небесного Царства. Толь­ко в плоти и крови Христовой двое христиан могут стать единой плотью на христианском пути - через Евхаристию, делаясь причастниками Тела Христова. Вот почему древние христиане заключали браки только во время Божественной Литургии, когда же­них и невеста причащались Божественных Тайн; таким мог быть только первый брак, который обе стороны воспринимали как вечные узы, нерасторжи­мые и после смерти.

Величайшая святыня брака, пока она живет в лю­дях, будет жить в мире падшем и болезненном, будет нуждаться в покровительстве юридических законов и формальностей. Мы видели, что эта формальная, ка­ноническая сторона церковной практики не является самоцелью для Церкви; она лишь указывает пути, по которым христианский идеал брака, то есть подобие союза Христа с Церковью, может наилучшим обра­зом проявить себя в сегодняшнем мире. Церковь опре­деляет возможные случаи снисхождения к несовер­шенным формам заключения брака - в тех, напри­мер, случаях, когда налицо разделение брака и Евха­ристии; Церковь защищает учение и пастырский ав­торитет священства, не разрешая духовенству послаб­лений, допускаемых для мирян.

Считая брак таинством Царства Божия, Еванге­лие и Церковь не создают тем самым какой-то осо­бенной мистической реальности, не имеющей точек соприкосновения с окружающим нас миром. Христи­анская вера является истиной не только о Боге и Его Царстве, но и о человеке. Христианское учение о браке накладывает на человека радостную ответствен­ность; оно открывает законное удовлетворение для души и тела; оно указывает путь истины; оно дает человеку невыразимую радость созидания новой жизни, приближает его к Создателю, сотворившему первого человека.

Чтобы выявить и показать единство православно­го предания, в Приложении мы даем выборку из раз­личных библейских текстов, святоотеческих сочине­ний и т. п. Эти вдохновенные слова откроют нам истинное величие тех литургических и канонических текстов, на которые мы так часто ссылались в этой книге.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Новый Зовет о браке

Лука 20, 27-40 Тогда пришли некоторые из саддукеев, отверга­ющих воскресение, и спросили Его:… Иисус сказал им в ответ: чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из…

Церковное предание о браке.

Значение любви Мужья, любите своих жен, как и Христос возлю­бил Церковь (Еф. 5, 25). Ты слышал о великом послушании; ты доволен Павлом и рад, что он, как некий дивный и духовный учитель, учит нас порядку…

Христос более возлюбил

Значит, она была нечиста; значит, на ней были грязные пятна; значит, была безобразна и ничего не стоила. А ты какую бы ни взял жену, твоя невеста…   Что есть истинная кросота?

Деньги развращают

 

Ничего не может быть лучше...

Так каждый из вас да любит свою жену, как само­го себя: а жена да боится своего мужа (Еф. 5, 33).

Подлинно, это - таинство и великое таинство, по­тому что человек, оставив произведшего его, родившего, воспитавшего, и ту, которая зачала его, в бо­лезнях родила, (оставивши) тех, которые столько бла­годетельствовали ему, к которым он привык, - и со­четается с тою, которой прежде не видел, которая ничего не имеет с ним общего, и предпочитает ее всему. Подлинно, это - таинство. И родители не пе­чалятся, когда так делается, но, напротив, печалятся, когда этого не бывает, и, в знак радости, не жалеют денежных издержек и расходов. Поистине, это - ве­ликое таинство, заключающее в себе какую-то сокро­венную мудрость. Это показал и древний пророк Моисей; об этом и ныне вопиет Павел, говоря: по отношению ко Христу и к Церкви (Еф. 5, 32). Впрочем, так сказано не по отношению только к мужу, но и к жене, чтобы он согревал ее, как плоть свою, как и Христос Церковь, а жена чтобы боялась мужа. Говорит не только о любви, - но что? «Да боится своего мужа». Жена - вторичная власть; зна­чит, не должна требовать равенства с мужем, так как стоит под главою; и он не должен высокомерно смо­треть на нее, как на подчиненную, потому что она -тело его, а если голова станет пренебрегать телом, то пропадет и сама; взамен послушания она должна привносить любовь. Как глава, так и тело: тело от­дает в услужение главе руки, ноги и все прочие чле­ны; а глава заботится о теле, посвящая ему все свое разумение. Нет ничего лучше такого супружества...

 

Второй брак - уступка

  Малая церковь Но снисходя к ее немощи, доставляй ей все, все ради нее делай и терпи: это необходимо тебе. В этом случае (Апостол) не…

Учение о любви

  КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ СТРОМАТЫ, КН. III  

Освящение тело и души

Апостол порицает здесь тех, кои жизнь на манер свиней и козлов находят достойной себя и осуждает спокойное с заглушением голоса совести погружение в… Но «воскресение в них, - говорят еретики, - уже совершилось; поэтому-де они и… Есть еретики, брак прямо называющие делом не­законным и учащие, что это учреждение диавольское. Будучи надутыми…

Ответственность о детях

Не следует понимать воздержание односторонне, то есть в отношении лишь дел плоти; оно должно простираться и на все остальные вожделения, каким… Но как скоро кто решился или оставаться девствен­ным или соединиться брачными…  

Беззаконный целибат

Случается ли непредвиденное несчастие какое, под покровительством своей добродетели гностик все-таки не оставляет своего образа действий, потому что… Человек совершенный имеет в сем пример для себя в лице Апостолов. Да и вообще… Так человек, занятый материальным своим домо­строительством, хотя и уступает в деле своего спасе­ния человеку…

Брак - это преображение

Индивидуализм нашего времени создает в браке особые трудности. И для преодоления их необходи­мы сознательные усилия обеих сторон, чтобы сде­лать… Брак, плотская любовь - величайшее таинство и тайна, так как через него… В плотской любви, помимо ей одной присущей ценности, Бог даровал этому миру часть Своего все­могущества: человек…

Полнота жизни

Ни мужчина, ни тем более женщина не обладают в браке никакой властью друг над другом. Насилие над волей другого, хотя бы совершенное во имя любви,… О женщине сказано - «немощный сосуд». Эта «не­мощь» заключена главным образом… Как грустно и неполно существование девушки и какая полнота существования у женщины. Никакой любовный роман не может…

Дети

Но эта полнота приобретает еще большую глуби­ну в том, что двое, согласных и объединенных лю­дей, дают начало третьему - своему ребенку.

Здесь-то и появляются непредвиденные трудности: вместо всеобъемлющей полноты обнаруживается вза­имное непонимание, протесты и почти неизбежное отделение ребенка от нас. Двоица не может стать совершенной троицей. Почему так устроено? Что это, неминуемая неудача? И можем ли мы предпринять что-либо со своей стороны для предотвращения по­добного? Тот, кому мы дали жизнь, есть частичка нас самих - наша плоть и кровь и душа. В ребенке мы узнаем наши собственные привычки и склонно­сти - откуда же тогда появляется это всеразрушающее противоречие?

Я думаю, что добрая супружеская пара произве­дет на свет доброго ребенка, который продолжит свое дальнейшее развитие по законам совершенства. Но если у супругов существует какой-то неразрешенный конфликт как противоречие, ребенок будет отпры­ском этого противоречия и продолжит его. Если су­пруги, находясь в антагонизме, примирятся только внешне и не пойдут по пути завоевания новых вы­сот, это, несомненно, отразится и на их ребенке.

Другое пояснение: в ребенке вместе с душой и те­лом, полученным от нас, существует и нечто новое, иное, индивидуальное и существенное - единствен­ная и неповторимая личность со своим собственным путем в жизни.

И потому при воспитании самое важное для детей - видеть своих родителей живущими напряженной внутренней жизнью.

 

Семейные проблемы

В этом смысле семейные раздоры, как это ни стран­но, являются доказательством того, что уже дает брак (а не только того, что ожидается в будущем): и… Вот почему ссоры между близкими людьми даже полезны - потому что в огне ссоры…  

Любовь - это праздник

Брачная любовь - это такая драгоценность, и по­терять ее так ужасно - а иногда она исчезает из-за пустяков. Нам следует направить все свои мысли и…  

План поучения о броне

Антитезис: Хорошо вам оставаться, как я (1 Кор. 7, 8); сто сорок четыре тысячи девственников, кото­рые были искуплены от земли и не осквернились с… Синтез: Все это осуществлено ради нашей пользы, ради нас всех, зараженных…  

Каноническое право

- правила семи Вселенских Соборов; - правила, изданные на основании постановлений поместных соборов, которые… - святоотеческие правила, то есть советы и указа­ния, данные Отцами Церкви и принятые соборами.

Литиргмчвская практика

  Святой Симеон, архиепископ Фессалонитский, является автором известного… Вслед за тем иерей прикасается к святой Чаше преждеосвященных Даров и возглашает: «Преждеосвященная Святая Святым». И,…

– Конец работы –

Используемые теги: таинства, православной, Церкви, Таинство, брака0.081

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Таинства Православной Церкви. Таинство Брака

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Свобода любви... или... идол блуда...

ВОПРОСЫ митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Иоанну и ИЕРАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
В связи с тем, что разные системы один и тот же файл по-разному раскладывают по страницам, необходимо обновить оглавление...

Вопросы митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Иоанну и иерархии русской православной церкви
На сайте allrefs.net читайте: "Вопросы митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Иоанну и иерархии русской православной церкви"

Брак по семейному праву. Порядок и условия заключения и прекращения брака
Неслучайно, что семейному праву в нашем законодательстве посвящено очень много внимания.Прежде всего необходимо отметить, что Конституцией РФ,… Как мы знаем, важнейшим критерием социального государства является защита… Статьей 72 Федерации и субъектов Российской Федерации. После конституционной реформы 1993-1994 годов законодательство…

ИСТОРИЯ ПРОПОВЕДНИЧЕСТВА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
На сайте allrefs.net читайте: "ИСТОРИЯ ПРОПОВЕДНИЧЕСТВА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ"

Л.А.Успенский: Богословие иконы Православной Церкви
IX Смысл и содержание иконы... Смысл и содержание иконы выявлены в учении которое Церковь формулировала в... Догматическое обоснование иконопочитания и смысл иконы наиболее полно раскрываются в богослужении двух праздников...

История Русской Православной церкви
Религией была пронизона вся русская культура. Монастыри России показывали пример как благочестия, так и рачительного,… Митрополит, а позднее - патриарх всея Руси, был вторым человеком в стране после самого государя и в отсутствие монарха…

Русская школа и православная культура
Ни разу никто из них не назвал более 50%. О чем это свидетельствует? Во-первых, конечно, об уровне информированности даже образованных людей в столь… Понятно, что для обработки данных требуется время, хотя о предварительных,… Этносоциологические очерки" (М: Наука, 1992), в котором приводятся, в частности, данные об удельном весе русских в…

О датировке церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове
Оно обосновывалось суждением, что тенденция к созданию композиции, образованной столпообразными объемами, зарождается, как считалось, уже в… Выделение центральной главы на высоком восьмиугольном постаменте, при… Хотя эволюционное развитие русской архитектуры не вызывало в своем логическом построении сомнений, атрибуция его…

Семья и брак
Без этого воспроизводства населения и социализации потомства невозможно восполнение всех социальных образований, обеспечение социальной жизни.… Данную тему нельзя рассматривать подобно тому, как мы исследуем социальную… Семья всегда сверхзначима.Ей, — какой бы она ни была — мы обязаны своим появлением на свет и личностным становлением,…

0.034
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Анализ ошибок, допущенных православными богословами На сайте allrefs.net читайте: "Анализ ошибок, допущенных православными богословами"
  • Межнациональные браки Необходимо обеспечить надежную теоретическую основу исследования, продумать его общую логику, разработать методические документы для сбора… Для начала дадим определение термина национальность. Национальность -… Статистические данные свидетельствуют о том, что в общероссийском масштабе при определении национальности детей в…
  • Православные храмы долины реки Кача Но не всегда так было. Не скованная плотиной Загорского водохранилища, с берегами не лишенными древесного покрова, Кача слыла бурной и суровой… А позже, в 15 веке, по долине проходила граница между двумя крупными… Осторожно приоткройте створку ворот, – и вы среди древнего христианского кладбища (здесь более 40 памятников …
  • Россия на Дальнем Востоке: новая градостроительная концепция и православные храмы в русском стиле (вторая половина XIX - первая треть XX вв) Рассматривая процесс градостроительного освоения Дальнего Востока в контексте такого целостного явления как градостроительство России середины XIX -… Согласно Е. И. Кириченко первостепенная градообразующая роль в рассматриваемый… Это вполне соотносится с комплексом идей, ориентированных не на служение государству, как это было в XVIII - нач. XIX…
  • Экзистенция и опыт в православном мышлении накануне XXI века Две мировые войны, ядерная и экологическая угроза — все это охладило оптимизм по поводу прогресса. Более того, как бы в отместку за двести лет… Даже закосневшая в материализме коммунистическая пропаганда через телевидение… Одна из характернейших черт мышления XX в. состоит в том, что в понятийной системе, которой оно оперирует, понятие…