СВЯТОЙ СИМЕОН ФЕССАЛОНИТСКИЙ О БРАКЕ И ПРИЧАСТИИ
Святой Симеон, архиепископ Фессалонитский, является автором известного комментария к различным службам и таинствам Церкви, совершавшимся в его время. Описывая обряд венчания, он сообщает, что священник читает молитвы вместе с молитвой Господней. Святой Симеон говорит:
Вслед за тем иерей прикасается к святой Чаше преждеосвященных Даров и возглашает: «Преждеосвященная Святая Святым». И, когда все запоют: «Един Свят, един Господь», - потому что Он - единое освящение и мир, и единение сочетания рабов Своих, - иерей приобщает новобрачных, если они достойны. Они должны быть приготовлены, чтобы и достойно повенчаться, и честно вступить в супружество: потому что конец всякого священнодействия и запечатление всякого божественного таинства - Священное Причащение. И прекрасно делает Церковь, что приготовляет Божественные Дары в умилостивление и благословение сочетающихся, как бы присутствовал на браке Сам, Подающий и Сущий, для мирного единения их и единомыслия. Поэтому вступающие в брак должны быть достойны причащения, и, как чада Божий, должны сочетаться в святом храме - доме Божием, как бы пред лицем Божиим: так как в Дарах присутствует Сам Священнодействуемый, и предлагается и является посредником между нами.
Потом «иерей преподает им из общей Чаши, между тем как поют: «Чашу спасения прииму». Это делается ради Пресвятых Даров и в знамение единения в благомыслии о Боге и потому, что благомыслие их будет происходить от мира и единомыслия.
Недостойным причащения, как, например, двоеженцам и подобным, не преподаются Божественные Дары, а только общая Чаша - в освящение отчасти, благое общение и единение в благословении Божием».
1. В русском издании отсутствует (примеч. пер.).
2. В Древнем мире жизнь в прелюбодеянии считалась неизбежной для рабов и актеров.
3. Мы говорили об исторических причинах, которые объясняют, почему Церковь VI и VII столетий запретила браки мужчинам, готовящимся к епископскому служению. Настоящее правило, на первый взгляд кажущееся противоречащим принципу нерасторжимости брака, раньше ясно и правильно понималось всеми, а сейчас применяется очень редко. В настоящее время предпочитают избирать на епископское служение лиц из монашествующих или вдовых белых священников.
Введение
Иудаизм и Новый Завет
Древняя Церковь и римское право
Брак как Таинство
Брак и Евхаристия
Венчание
Количество браков
Условия вступления в брак
Смешанные браки
Развод
Семья и регулирование рождаемости
Духовенство и брак
Брак, целибат и монашество
Заключение
Приложения
Новый Завет о браке
Воскресение изменяет значение брака
Развод
Иисус почтил брак Своим присутствием
Брак-тайна
Второбрачие вдовствующих
Церковное Предание о браке
Святой Иоанн Златоуст. Беседа XX на Послание к Ефесянам
Значение любви
Христос более возлюбил
Что есть истинная красота?
Деньги развращают
Ничего не может быть лучше...
Второй брак - уступка
Малая церковь
Проклятые слова: «это мое»
Учение о любви
Климент Александрийский. Строматы, кн. III
Брак и целибат
Освящение тела и души
Ответственность о детях
Беззаконный целибат
Отец Александр Ельчанинов (1881-1934) Из «Записей»
Брак - это преображение
Полнота жизни
Дети
Семейные проблемы
Любовь - это праздник
План поучения о браке
Каноническое право
Брак честен
Обязательный союз веры
Отлучение второбрачных
Покаяние за брак после развода
Брак духовенства
Запрет второго брака священников
Запрет брака после рукоположения
Безбрачие епископов
Благословение Церкви
Литургическая практика
Святой Симеон Фессалонитский о браке и причастии