Брак как Таинство

Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Хри­сту и к Церкви (Еф. 5, 32). Ни иудейский утили­таризм, ни римский легализм не могут встать рядом с новьш понятием о браке - христианским, которое мы находим в 5-й главе Послания к Ефесянам, а именно: и муж, и жена могут и должны преоб­разовать свой «договор» в реальное Царство Божие.

Каждый человек - член земного общества, граж­данин своей страны и член своей семьи. Он не мо­жет избежать требований материального существо­вания, не может уклониться от налагаемых на него обязанностей перед обществом. Евангелие не отри­цает ответственности человека в мире и в обществе. Истинное христианство никогда не призывало к от­рицанию мира. Даже монахи несут свое особое слу­жение миру отрицанием его ценности и стремлени­ем господствовать над собой, ограничивать свою свободу. Признание человека - «образа и подобия Божия» - это прежде всего неограниченное, боже­ственное по своей природе, свободное творчество, устремление к абсолютному Добру, к высшим фор­мам Красоты, Любви, к пребыванию в Добре; ведь сам Бог - Добро, Красота и Любовь, и Сам Он любит человека. Человек может взывать к Нему, слышать Его ответ, испытывать Его любовь. Для христианина Бог не отвлеченная идея, а Личность, с Которой можно встретиться: Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас (Ин. 14, 20). В Боге человек от­крывает истинную свою природу, потому что он и был сотворен «по образу Божию». И Христос как совершенный Бог проявил совершенную человечес­кую природу не вопреки Своей Божественности, а именно потому, что был совершенным Богом: в Нем Божество открылось как подлинная норма челове­ческого естества.

Когда человек принимает крещение и становится в Евхаристии «одним телом» со Христом, он факти­чески приходит к более полному выражению самого себя, приближается к истинному соединению с Бо­гом и ближними, принимает на себя ответственность за весь мир, реализует данную Богом возможность безграничного творчества, служения и любви.

Итак, когда святой Апостол Павел называет брак «тайной» (или «таинством», что по-гречески звучит так же), он имеет в виду, что в браке человек не только удовлетворяет потребности своего земного, мирского существования, но и делает шаг на пути к цели, для которой он был сотворен, то есть вступа­ет в Царство вечной жизни. Человек и здесь, на земле, обладает разнообразнейшими талантами - ин­теллектуальными, физическими, эмоциональными, -но его земное существование ограничено временем. Поэтому «родиться от воды и Духа» - значит войти в Царство вечной жизни; в Воскресении Христа это царство уже открыто и может быть опытно позна­но. Называя брак «таинством», святой Павел утвер­ждает, что брак сохраняется и в Царстве вечности. Муж становится единым существом, единой «пло­тью» со своей женой, подобно тому, как Сын Бо­жий перестал быть только Богом, стал также и че­ловеком, чтобы Его народ мог стать Его Телом. Вот почему евангельское повествование так часто срав­нивает Царство Божие с брачным пиром: это реали­зация ветхозаветных пророчеств о брачном пире между Богом и Израилем, избранным народом. Поэтому подлинно христианский брак должен быть единством не только в добродетели абстрактного этического закона или заповеди, а как Тайна Цар­ства Божия, вводящая человека в вечную радость и вечную любовь.

Будучи тайной, таинством, христианский брак не­избежно противоречит практической, эмпирической реальности падшего человечества. Поэтому он, как и само Евангелие, является недосягаемым идеалом. Но существует огромная разница между «таинством» и «идеалом». Таинство - не абстракция, а опыт, в ко­тором человек общается с Богом. В таинстве челове­ческая природа, не теряя полноты человеческого ес­тества, участвует в более высокой реальности Духа. Человечество становится еще человечнее и исполняет свою исключительную судьбу. Таинство - путь к истинной жизни, к человеческому спасению. Оно открывает дверь к истинному, неискаженному чело­вечеству. И потому таинство - не магия. Святой Дух не подавляет человеческой свободы, а освобождает человека от уз греха. В новой жизни невозможное становится возможным, если человек свободно поже­лает принять то, что дарует ему Бог. Все эти черты таинств вообще видны и в браке.

Ошибки, недоразумения и даже противление Богу, то есть грех, возможны лишь, пока человек живет сиюминутным, эмпирическим, видимым бытием пад­шего мира. Православная Церковь это очень хоро­шо понимает, поэтому тайна Царства, открываемая в браке, не сводится к набору юридических норм. Истинное понимание и оправданное снисхождение к человеческим слабостям возможны лишь, когда аб­солютной нормой признается новозаветное учение о браке как таинстве.