Количество браков

Мы уже говорили, что непрерывная каноничес­кая и литургическая традиция Церкви утвер­ждает: второй брак совершенно непозволите­лен для христианина; он только терпим по снисходи­тельности к человеческой слабости (1 Кор. 7, 9). Муж­чина или женщина имеют, в виде исключения, воз­можность вступить во второй брак во Христе, если их первый союз был ошибкой (так как даже церков­ное благословение не всегда может магически испра­вить ошибку человека).

Святой Василий Великий в своем четвертом пра­виле говорит, что вступающие во второй брак после смерти жены или развода должны понести епитимию - то есть быть отлучены от причастия - на срок от одного до двух лет. Третий брак влечет за собой епитимию на три, четыре и даже на пять лет. «Таковой брак, - пишет святой Василий, - мы не рассматриваем в качестве брака, но многоженства или, скорее, блуда, который требует наложения епи­тимий» (там же).

Ясно, что христианский брак, во времена святого Василия совершавшийся через Евхаристию, не мог быть так заключен в случае отлучения от причастия, и потому вторые и третьи браки были только граж­данскими соглашениями. Лишь после годичной епи­тимий брачные пары допускались в число верных к участию в причащении, а их брак признавался хри­стианским.

Нормы, составленные святым Василием, проводи­лись в жизнь по крайней мере до IX века, о чем свиде­тельствуют святой Феодор Студит (759-826) и святой Никифор, патриарх Константинопольский (806-815). «Те, которые вступали во второй брак, - пишет свя­той Никифор, - не венчались и не допускались к Чест­ным Тайнам до двух лет; те, которые вступали в третий брак, отлучались на пять лет» (правило 2). Не столько строгость самих правил заслуживает вни­мания - в общем, отлучение от причастия в древней Церкви практиковалось гораздо шире, чем сейчас, -сколько стремление Церкви сохранить абсолютную уникальность христианского брака.

Только после отделения брачного обряда от Ли­тургии Церковь стала проявлять большую снисходи­тельность ко вторым и третьим бракам, оставив в силе вышеупомянутое правило относительно причас­тия. В «Канонических ответах» митрополита Ирак-лийского Никиты мы читаем: «Строго говоря, на тех, кто вступал в брак вторично, венцы не возлагались, но Великая Церковь (т. е. Константинопольская) обычно этих определений не придерживалась; она терпимо относилась к тому, что брачные венцы воз­лагались на главы таких пар... Они, тем не менее, должны были воздержаться от принятия Святых Тайн в течение двух лет».

В нашем современном требнике «Последование о двоебрачных» во многом отличается от обычного чина. Это не более чем краткое изложение обруче­ния, которое не начинается обычным возглашением «Благословенно Царство...» (указывающим на связь брака и Евхаристии). Обычные молитвы заменены другими - покаянного характера: «Господи Иисусе Христе, Слове Божий, вознесыйся на честном и животворящем Кресте и еже на ны рукописание растерзавый и насилия диаволя избавлей нас, очисти беззакония рабов Твоих: зане зноя и тяготы дневныя и плотского разжения не могуще понести, во второе брака общение сходятся: яко же законоположил еси сосудом избрания Твоего Пав­лом Апостолом, рекий нас ради смиренных: лучше есть о Господне посягати, нежели разжизатися.» [1]

Второй брак (продиктованный снисходительно­стью к земным человеческим вожделениям) допускал­ся только до тех пор, пока сохранялась эта идеаль­ная норма вечного союза во имя Христа и согласие с законами будущего божественного Царства. Это и есть тот положительный идеал, который последова­тельно провозглашался канонами и литургией (а не абстрактно-юридическим понятием нерасторжимо­сти). Практически эта пастырская «икономия» про­стирается до третьего брака, а четвертый формально запрещается. В правилах святого Василия и святого Никифора, приведенных выше, о четвертом браке не упоминается вовсе, даже как о предполагаемой возможности. Известный случай с императором Львом VI Мудрым (886-912), вызвавший долгие споры и даже раскол, закончился изданием «Тома единения» (920 г.), который запретил четвертый брак, разрешив, однако, третий, но ограничив его сорокалетним воз­растом.

Установление возможности трех браков для хри­стианина не могло, очевидно, иметь какого-либо бо­гословского обоснования. Это установление носит чи­сто дисциплинарный характер и определяется «икономией», которая вовсе не является, как нередко оши­бочно думают, широкой дверью к бесчисленным ком­промиссам. Это действительно положительная хри­стианская дисциплина. Земные нужды «ветхого чело­века» могут быть рассмотрены и даже приняты во внимание, и - как меньшее из зол - удовлетворены; но само человеческое спасение требует от человека умения преодолевать уже в мире сем все то, что не имеет отношения к Царству Божию.

 

 

1. Servise book of the Holy Ortodox-Catholic apostolic lharep, crip. J. F. Hepgood, испр. изд. Brooklyn, N. Y. 1956. P. 305.