Смешанные браки

 

Официальным условием церковного брака яв­ляется союз веры - то есть принадлежность супругов к Православной Церкви. Определе­ния Лаодикийского (правило 10 и 31), Карфагенско­го (правило 21), Четвертого и Шестого Вселенских Соборов (Халкидонский, правило 14, «Пятошестой», правило 72) запрещают браки между православными и неправославными и предписывают расторгать та­кие браки, если они зарегистрированы граждански­ми властями.

Но, конечно, это не формальный вопрос. Общность веры делает брак истинно христианским. Безуслов­но, и не принадлежа к одной Церкви, можно наслаж­даться дружбой, разделять интересы друг друга, ощущать истинное единение и «пребывать в любви» друг к другу. Но весь вопрос в том, можно ли все эти человеческие отношения изменить и преобразить в реальность Царства Божия, если отношения эти не обогащены опытом принадлежности к Царству, если они не скреплены одной верой. Можно ли стать «еди­ным телом» во Христе без совместного причащения Его евхаристического Тела и Крови? Может ли брач­ная пара войти в таинство брака - таинство, относя­щееся «ко Христу и Церкви», - не участвуя вместе в таинстве Божественной Литургии?

Это уже не формальные вопросы, это коренные проблемы, на которые должны ответить все, так или иначе сталкивающиеся с проблемой смешанного бра­ка. Безусловно, самые легкие решения дает конфес­сиональный релятивизм («между нашими церквами немного различий») или простое устранение Евхари­стии из средоточия христианской жизни. К несчастью, современная практика венчания, не различающая бра­ков единославных и смешанных, толкает именно на последний путь. Мы уже говорили, что такая прак­тика проистекает из постепенной десакрализации бра­ка, а отделение венчания от Евхаристии - крайнее выражение этого процесса. В древней Церкви кано­ны, запрещающие смешанные браки, понимались все­ми - каждый знал, что православный и инославный не могут совместно участвовать в Евхаристии, по­средством которой благословлялся брак. Этот и без того спорный вопрос еще более усложнен с недавних пор протестантской практикой «интеркоммуниона» между разделенными христианами, практикой, части­чно принимаемой и современными католиками. Лич­ные и общественные обязанности по отношению к видимой Церкви Христовой в ее Евхаристии здесь могут на деле заменяться расплывчатой и пассивной религиозностью, для которой таинства играют весь­ма второстепенную роль [1].

Отказываясь от «интеркоммуниона», Православ­ная Церковь не отвергает христианского единства. Наоборот, она защищает истинное и полное един­ство и отвергает все его суррогаты. Поэтому и в отношении брака Церковь желает, чтобы супруги наслаждались полным единением во Христе, а пото­му считает истинно освященными лишь те браки, в которых два существа соединяются в совершенном единстве веры, скрепляемом печатью Евхаристии.

«Смешанные» браки часто имели место в прошлом. В нашем плюралистическом обществе, где православ­ные представляют всего лишь незначительное мень­шинство, смешанные браки составляют большой (и постоянно растущий) процент всех браков, благослов­ляемых в наших церквах и также, к сожалению, вне Православия. Все мы знаем, что некоторые подоб­ные браки приводят к созданию счастливых семей, и было бы неблагоразумно и нереально огульно их за­прещать. На деле некоторые смешанные браки ока­зываются прочнее и счастливее, чем браки православ­ных, которые никогда не слышали об истинном зна­чении христианского брака и не принимали на себя никакой христианской ответственности перед Богом.

Эта бесспорная истина не умаляет того, что Еван­гелие призывает нас не к частичному раскрытию ис­тины и даже не «к счастью» в общепринятом человеческом смысле. Господь говорит: Будьте совершен­ны, как совершенен Отец ваш Небесный (Мф. 5, 48). Христианство немыслимо без борьбы за совершенство. Религиозное безразличие или принятие христианской веры как второстепенного аспекта жизни само по себе исключает стремление к совершенству, о котором говорит Христос. Церковь никогда не сможет при­мириться с индифференцизмом и релятивизмом.

Следовательно, православный священник не может благословить брак между православным и инославным. Очевидно также, что произносить имя Иисуса Христа перед человеком, не признающим Его Своим Господом, лишено всякого смысла. Такая молитва была бы неуважением не только по отношению к Богу, но и по отношению к человеку и его убеждени­ям (или отсутствию убеждений). Когда один участ­ник будущего брака является крещеным христиани­ном, благословение Православной Церкви оправды­вается уверенностью Апостола Павла в том, что не­верующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим (1 Кор. 7, 14). Но вероятнее, эти слова относятся к браку, в результате которого один из участников обращается к правой вере, а не к тому, в котором член Церкви сочетается с человеком. Церкви не признающим. В любом случае Церковь надеется, что религиозное единство семьи будет восстановлено и придет день, когда оба супруга объединятся в Православии.

Правило, принятое некоторыми православными епархиями, - требовать от участников смешанных браков письменного обязательства крестить детей и воспитывать их в православии, - является (по край­ней мере, в отношении подписавшего) очень сомни­тельным как с принципиальных позиций, так и с точ­ки зрения действенности. Здесь не может быть ком­промиссов: либо православный супруг должен быть настолько сильным в убеждениях, чтобы передать собственное религиозное направление детям и уве­ренно ввести всю семью в Церковь, либо он вообще отказывается от каких-либо действий. К тем же, кто заключает брак вне Православной Церкви, пастыр­ское отношение должно быть вполне определенным. Такой брак рассматривается как измена таинствен­ной благодати, которая получена от Церкви в кре­щении, а это фактически несовместимо с принадлеж­ностью к Церкви.

Многие недоумения, связанные со смешанными браками, разрешились бы и для православных, и для инославных, если бы была возрождена древняя прак­тика, объединяющая в единое целое брачный обряд и Евхаристию. Тогда при венчании смешанных пар должна была бы использоваться совершенно отлич­ная, независимая от Евхаристии церемония (как и при втором или третьем браке православных). Невозмож­ность благословения смешанных браков во время Литургии сама по себе была бы достаточно красно­речивой и показывала бы, во-первых, истинную сущ­ность освящаемого Церковью брака; во-вторых, па­стырскую терпимость, проявляемую Церковью при благословении смешанного брака, и, наконец, в-тре­тьих, желание Церкви, чтобы смешанный брак при­шел к совершенству в союзе веры и совместному уча­стию в Евхаристии.

 

 

1. О православной точке зрения (весьма отрицательной) на «интеркоммунион» между разделенными христианами см. в St. Vladimir's Seminary Quartery, vol. 12, 1968, Nos, 3-4.