Конца XIX и начала XX вв.

 

С самого времени принятия христианства на Руси стремление к подвижнической, аскетической жизни, осознание необходимости подвига во имя Христа вошли в жизнь русских людей. Нравственно-аскетические идеалы навсегда стали близки сердцу русского православного человека. Этому много способствовало повсеместное развитие монашества на Руси. Нравственно-аскетическая, обличительно-назидательная по характеру проповедь сразу же стала одним из основных направлений в отечественном духовном красноречии и не теряла своего значения во все дальнейшие времена. Яркими представителями этого направления в XIX в. были святители Игнатий Брянчанинов и епископ Феофан Затворник.

Разновидностью нравственно-аскетической проповеди во второй половине XIX века явилась пастырско-душепопечительная проповедь. Душепопечительная пастырская проповедь, исходя из сердца любящего «доброго пастыря», спешит на помощь и всей пастве в целом и каждому ее члену. Это может быть или нравоучение при исповеди или краткое назидание при совершении Таинств и «заказных» треб, или обычная литургийная проповедь, или, наконец, частная беседа в храме, когда к пастырю обращаются остро нуждающиеся в совете, утешении, соучастии. Во всех этих случаях проповедник должен руководствоваться словами апостола: «Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай, со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим. 4,2). К этому апостольскому идеалу проповеди и служения приближались в конце ХIХ – начале ХХ веков два выдающихся пастыря: святой праведный Иоанн Кронштадский и протоиерей Валентин Амфитеатров.