Римско-католическое учение о спасении

 

Учение о взаимоотношениях Бога с человеком и о спасении чело­века имеет в Римско-католической и Православной Церквах разное толкование. Католическая экклесиология проникнута духом юридизма, акцент в ней католики делают на правовую сторону этих отно­шений, подходя к ним с мерками человеческого сообщества.

Православные богословы отмечают следующие пункты разно­гласия с католиками в учении о спасении: Согласно католической доктрине, христианин должен делать добрые дела не только потому, что ему нужны заслуги (merita) для получения блаженной жизни, но и для того, чтобы принести удовлетворение (satisfactio) для избежания временных наказаний (poenae temporales). С этим стоит в тесной связи мнение, что на­ряду с обычными заслугами есть сверхдолжные дела и заслуги (merita superrogationis). Совокупность этих заслуг вместе с meritum Christi образует так называемую сокровищницу заслуг или сокро­вищницу добрых дел (thesaurus meritorum или operum superrogationis), из которой Церковь имеет право черпать для изглаждения грехов своей паствы (см. также раздел «Светская власть папы. «Дар­ственная Константина»). Отсюда, кстати, вытекает учение об ин­дульгенциях.

В общих чертах римско-католическое понимание сущности взаи­моотношения Бога и человека состоит в следующем: Бог, оскорблен­ный грехом человека, гневается на него и потому посылает ему нака­зания, следовательно, чтобы обратить гнев Божий на милость, необ­ходимо принести Богу удовлетворение за грех. Спасение здесь мыс­лится прежде всего как избавление от наказаний за грехи.

Поэтому в страхе перед карами за грехи миряне больше думали о наказаниях и о средствах избежатьих, чем об устранении самого греха. Наказание служило не столько тому, чтобы приобрести вновь в Боге Отца, сколько тому, чтобы избежать Бога-Судии.

Основоположником юридического истолкования учения о спа­сении языка является архиепископ Ансельм Кентерберийский (1033-1109), римско-католический святой, отец западной схолас­тики. Это он ввел в богословие термин «удовлетворение» (satisfactio).

В Православии спасение понимается прежде всего как избавление от самого греха: И той избавит Израиля от всех беззаконии его (Пс. 129,8); Той бо спасет люди своя от грех их (Мф. 1, 21)-Яко той есть Бог наш, избавлен нас от беззаконий наших; Яко той есть Бог наш от прелести вражия мир избавлей; Род же че­ловеческий от нетления свободил еси, жизнь и нетление мирови даровав (стихиры Октоиха). Грех вносит порчу, «тление» в при­роду человека, удаляет человека от Бога, побуждает человека враждовать с Богом. Но Бог и грешного человека не оставляет Своим попечением: «Ты врага суща мя зело возлюбил еси» (ка­нон Октоиха). От человека-грешника Бог требует не удовлетворения за грехи, а изменения образа жизни — рождения в новую жизнь.

Таким образом, в Православии дело спасения мыслится в нравственном плане, в римском же католицизме — в юридиче­ском. Таковы предварительные замечания о двух различных пониманиях дела спасения, которые должны помочь лучше уяснить дальнейшее.