Римско-католическое учение об удовлетворении Богу за грехи

 

Исповедуемое католиками сотериологическое учение Ансельма Кентерберийского изложено в сочинении «Cur Deus homo» («По­чему Бог вочеловечился»). Как видно из цитируемых ниже рассуждений, оно сосредоточено не на том, какой нравственный вред наносит грех человеку, а на том, какое удовлетворение за грех человек должен принести Богу, чтобы не понести наказания. Гре­зить, по Ансельму, значит отнимать у Бога то, что принадлежит: хозяин лишается того, что ему должен раб. Грешник должен вернуть Богу то, что он у Него похитил (quod rapuit). Мало того, - согласно Ансельму, — взятое у Бога надо вернуть с избытком в возмещение нанесенного Богу оскорбления. В качестве пояснений Ансельм прибегает к следующим аналогиям: нанесший ущерб здоровью другого не исчерпает своей вины, если только восста­новит его здоровье, надо еще компенсировать причиненные стра­дания; укравший должен вернуть больше того, чем он украл (1,11) Грех не может быть отпущен по милосердию Божию без восста­новления «отнятой» у Бога чести (ablati honoris).

Отпущение грехов без наказания было бы равнозначно отсут­ствию порядка и законности (1,12). «Нет ничего более нетерпи­мого в порядке вещей, как то, что творение отнимает у Творца должную честь и не возвращает отнятого... Ничего Бог не защи­щает с большей справедливостью, чем честь Своего достоинства (quam suae dignitatis honorem)». Он не защищает ее вполне, «если позволит ее у Себя отнимать без восстановления ее и без наказа­ния того, кто отнял» (1,13). И хотя Ансельм признает, что чело­век не может ни увеличить, ни уменьшить чести, принадлежащей Богу (1,15), он всю свою сотериологическую систему строит на аналогии с человеческими отношениями между оскорбителем и оскорбленным. «Невозможно, чтобы Бог терял Свою честь (Deum impossibile est honorem suum perdere), поэтому или греш­ник добровольно отдаст то, что должен, или Бог возьмет у него силой». Поскольку Бог отнимает у человека то, что должно бы принадлежать человеку, то есть блаженство (1,14), чтобы пользоваться блаженством, от человека требуется или не грешить, или приносить за грехи достаточное удовлетворение.

Православию чужда эта альтернатива «или-или»; от человека требуется одно — святость, и не потому, что грехом человек на­носит оскорбление Божией чести, а потому, что оскверняет само­го себя. По Альсельму, «любой грех с необходимостью требует или удовлетворения, или какого-либо наказания» (1,15). Без этих условий Бог может не отпустить греха кающемуся. Нельзя ду­мать, что грешник может умолить Бога и что Бог, по милосердию Своему, может без наказания отпустить грешнику его долг, не получив надлежащего удовлетворения. «Смешно приписывать Богу такое милосердие (derisio est, ut talis misericordia Deo attnbuatur), — говорит Ансельм. Отпущение может быть предостав­лено лишь после того, как будет оплачен долг в соответствии с размерами греха» (1, 24).

Ансельм Кентерберийский и близкие к нему по духу богословы говорят иногда и о греховности человеческой природы, но де­лают отсюда только тот вывод, что за грехи надо приносить удовлетворение. Даже упоминая в одном месте о посмертном очи­щении от грехов в чистилище, Ансельм, как ясно видно из кон­текста, разумеет под этим то же удовлетворение.

Принесение человеком Богу в качестве удовлетворения за грех таких нравственных подвигов, как любовь, вера, послушание, сердце «сокрушенно и смиренно», свои способности и т.п., по Ансельму, недостаточно, так как все это человек обязан прино­сить Богу независимо от совершенного греха (1, 20). Удовлетво­рение принес за род человеческий Иисус Христос, отдавший Свою жизнь «ради чести Бога» (11, 18). На той же точке зрения в вопросе об удовлетворении Богу за грехи стоит Тридентский Собор (1545-1563). Подменяя нрав­ственное понимание дела спасения юридическим, собор утвержда­ет, что кроме удовлетворения, принесенного Христом, люди сами от себя должны приносить удовлетворение Богу. Святая жизнь — это далеко не то, что требуется для этой цели. В одном из кано­нов этого собора говорится: «Если бы кто сказал, что... лучшим покаянием является лишь новая жизнь, да будет анафема!» (сес­сия XIV, канон 13).

Согласно учению Римско-католической Церкви, удовлетворе­ние, принесенное за людей Богу-Отцу Иисусом Христом, не все­гда освобождает людей от необходимости приносить дополнитель­ное удовлетворение за грехи, уже отпущенные в Таинстве Покая­ния. «Если бы кто сказал, что Бог всегда вместе с виной отпус­кает и всю кару... да будет анафема» — таково определение Тридентского Собора (сессия XIV, канон 12).

Римско-католическое богословие делит грехи на две катего­рии: грехи смертные и грехи простительные. Грехи смертные вле­кут за собой вечные наказания в аду. За грехи простительные назначаются временные наказания в чистилище. Удовлетворением Богу, избавляющим практикующего католика от вечных наказа­ний, служит крестная смерть Иисуса Христа. Смерть эта служит также удовлетворением, избавляющим человека от временных на­казаний за грехи, совершенные до крещения. Таким образом, в таинстве Крещения человеку отпускаются ради искупительных заслуг Иисуса Христа как все грехи, так и все наказания за них, о таинстве же Покаяния наказания он должен или понести в чистилище, или же принести от себя за них удовлетворение Богу Об этих дополнительных средствах удовлетворения в правилах Тридентского Собора говорится: «Если бы кто сказал относи­тельно временного наказания, что Богу по заслугам Христа ни в коей мере не приносится удовлетворение карами, им ниспосылае­мыми и терпеливо переносимыми человеком, или назначаемыми священником, а то и налагаемыми (грешником) на себя по соб­ственной инициативе, как-то: постами, молитвами, милостынями и другими делами благочестия... да будет анафема» (XIV сессия канон 13). Характерно, что не только дела благочестия, но и молитва, то есть беседа с Богом, в этом каноне расценивается как кара. Избавиться от мук в чистилище человек может также посредством так называемых индульгенций.

В основе римско-католического учения об удовлетворении ле­жат взятые из человеческих отношений представления о справед­ливости, обеспечивающей социальные интересы. Согласно прин­ципам такой справедливости, ущерб должен быть возмещен, долг уплачен и т.п. Католики и смотрят на удовлетворение, как на «средства обеспечения интересов Бога» (25). Между тем к Богу и Его справедливости эти понятия не приложимы. Богатый мило­стью Бог не защищает «Своих интересов» и не требует никакой компенсации от грешника, обратившегося от пути греха. Это было известно еще ветхозаветным людям: И беззаконник, — го­ворит пророк Иезекииль, — если обратится от всех грехов сво­их, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет. Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему: в правде своей, которую бу­дет делать, он жив будет (Иез. 18, 21-22). Вся книга Иова явля­ется отрицанием перенесения принятых в человеческом обществе представлений на правду Божию. Ярким свидетельством того, что справедливость Божия не похожа на справедливость человеческих отношений, является притча о работниках, получивших равную награду за неравный труд. И от блудного сына отец не потребо­вал удовлетворения, хотя тот сам просил взять его в наемники.

Покаянное чувство после исповеди должно не только сохра­ниться в человеке, но и усиливаться согласно смыслу слов заклю­чительной молитвы этого таинства: «подаждь ему образ покая­ния» и сопутствовать человеку всю его жизнь, так как исповедь — это вовсе не конец покаяния. Но подвиги, вытекающие из стремления загладить грех — молитвы, слезы покаяния, епитимии по православному пониманию, отнюдь не являются удов­летворением. Значение всего этого нравственное.