О сокровищнице заслуг и индульгенциях

 

При рассмотрении основных пунктов разногласия между пра­вославными и католическими богословами уже было дано основ­ное понятие о так называемой сокровищнице заслуг в римско-ка­толическом учении о спасении (см. раздел «Римско-католическое учение о спасении»), а также о ее связи с учением о чистилище и вытекающем из него учении об индульгенциях — одной из форм дополнительного удовлетворения, с помощью которой католик может избавить себя от посмертных мук в чистилище.

Само слово «индульгенция» означает послабление, милость, снисходительность. Согласно современному католическому праву римской церкви, индульгенцией называется отпущение перед ли­цом Божиим временной кары за грехи, уже отпущенные на испо­веди. Выражение «перед лицом Божиим» значит, что индульген­ция освобождает от кар, уготованных Богом, то есть от мук в чистилище. При этом, как учит Римско-католическая Церковь, засчитывается в качестве удовлетворения необходимое количество добрых дел из сокровищницы заслуг. Согласно римско-католи­ческому учению, ключами к сокровищнице заслуг владеет высшая церковная власть, прежде всего папа.

С юридической точки зрения это вполне естественное поня­тие. Один человек потрудился лишь в меру собственного спасе­ния, то есть он принес адекватное удовлетворение справедливости Божией: у него и покаяние и сатисфакция были вполне достодол­жные. Другой потрудился недостаточно, принес недостаточное удовлетворение, и потому будет пребывать в чистилище. Третий же потрудился сверх меры, нужной для его спасения, то есть со­вершил больше добрых дел и имеет больше заслуг перед Богом, чем это требуется для собственного спасения. По католическому воззрению, это и есть сверхдолжные заслуги, или сверхдолжные добрые дела, которые вместе с сверхдолжными заслугами святых составляют сокровищницу заслуг. Их высшая церковная власть может перераспределять и вменять эти заслуги тому, кто на са­мом деле ее не имеет.

Такая индульгенция для того, кто ее принимает, связана с обязательным исполнением определенных, заранее оговоренных благочестивых поступков. Первоначально условием получения ин­дульгенции было участие в крестовом походе. Позднее и до на­стоящего времени индульгенции стали давать, например, за про­изнесение определенной молитвы заданное число раз, посещение указанной святыни с соблюдением определенных правил, прохож­дению крестным путем, - тарифицированное пожертвование, упот­ребление освященного особым образом предмета (креста, четок, медальона) в соответствии с определенными предписаниями и т.п.

Условия получения индульгенций и их эффективность устанав­ливаются папой или уполномоченными им на то епископами. В индульгенции точно указывался срок, на какой она сокращает чистилищные муки: 40 дней, год, 100 лет и т. п. Максимальный срок, на какой когда-либо до сих пор давалась частичная индуль­генция, — 154 000 лет. До последнего времени римско-католи­ческие богословы учили, что сроки эти зависят не от внутреннего расположения человека, получившего индульгенцию, а единствен­но от воли того, кто ее устанавливает.

Совершенно очевидно, насколько индульгенция искажает ду­ховную жизнь католиков, внося в отношения между человеком и Богом такую меру, счет, когда человек держит в подсознании факт, на сколько дней, месяцев, лет сокращается ему пребывание в чистилище за каждую такую молитву, дело благочестия и т.п. Это мера не духовного возрастания и приближения к Богу, а мера зачета, снижения наказания.

Появление индульгенций было подготовлено учением Запад­ной церкви раннего средневековья о покаянии. Уже до XI в. по­являются индульгенции как (первоначально частичные) сокраще­ния наложенных епитимий, даруемые в индивидуальных случаях епископами по их усмотрению и в зависимости от усердия каю­щегося и внешних обстоятельств. Сопровождающие дарование таких «сокращений покаяния» милостыни или паломничества яв­лялись не заменой или выкупом части покаяний, а внешним пока­зателем раскаяния и религиозности грешника, позволяющим ему получить льготу.

Собственно индульгенции появились лишь в XI в. и касались не индивидуальной, а общей, распространяющейся на всех, удов­летворивших требуемым условиям, меры, исходящей от верховной церковной инстанции (епископа, папы) и принципиально осво­бождающей от дел покаяния (частично или вполне). Церковь, наложившая епитимью во имя Бога, считает себя вправе и осво­бодить от нее.

Развитие учения о покаянии, признанном в XII—XIII вв. та­инством, существо которого стали видеть в самом акте раскаяния и исповеди (contritio-confessio) и отпущении грехов священником, выделило идею удовлетворения и заставило иначе ее обосновать. По мнению схоластиков, начиная с Абеляра (1079—1143), грех-вина (culpa) отпускается священником в силу раскаяния грешни­ка, но это раскаяние лишь в исключительном случае достаточно для удовлетворения Божественной справедливости. Поэтому не­обходимо выкупить у Бога наказание (poena) за грех делами по­каяния на земле или муками в чистилище. Таким образом, индульгенция становится не только освобождением от наложенной Церковью епитимьи, но главным образом отпущением земных и загробных наказаний за грех. Но ввиду того, что при таком по­нимании удовлетворения (satisfactio) человек рассматривается как должник не Церкви, а Бога, Церковь же расширяет свою власть на трансцендентную загробную сферу, нужно было найти основа­ние отпущения Церковью дел покаяния без соответствующего ви­димого эквивалента, требуемого идеей справедливости Божией, иначе говоря — понять индульгенцию как выкуп, в чем не было необходимости, пока отпускалась наложенная Церковью епити­мья. Это основание было найдено в учении о сокровищнице зас­луг, находящейся в распоряжении Церкви (епископов и, главным образом, папы).

Дальнейшим шагом в развитии теории индульгенций оказыва­ется сочетание ее с отпущением самого греха. С XIV в. высшим видом индульгенции (plenissimma remissio) является так называе­мая полная индульгенция, освобождающая и от вины, и от нака­зания (indulgentia a poena et a culpa), причем, конечно, предпола­гается исповедь этих грехов до или после получения индульген­ции, так что под отпущением греха (culpa) следует разуметь от­пущение его в случаях, резервированных епископу или папе, пу­тем ли, назначения особых пенитенциариев, или путем передачи особому священнику права отпускать такие грехи лицам, получив­шим индульгенции.

С другой стороны, предполагаемое индульгенцией расширение прав Церкви и папы на чистилище повело к тому, что сначала епис­копы, а с XV в. и папы стали даровать индульгенции душам умер­ших, находящимся в чистилище, так как и на них распространялась дарованная Церкви власть вязать и разрешать, и молитвы и мессы за них давно признавались действенными. Такие индульгенции про­давались родственникам и друзьям умершего; в них пропадал момент предполагаемых раскаяния и исповеди грешника, но зато и отпуска­лись только несовершенные дела покаяния, так как вина находящим­ся в чистилище была отпущена уже на земле.

Доходность индульгенций приводила все к большему их раз­витию и к изысканию новых поводов их дарования. Не без влия­ния финансового мотива разрабатывалась и сама теория индуль­генций, откровенно денежными интересами руководствовались проповедники и продавцы их.

Это вызывало протест и против самих индульгенций, и против торговавшей ими Церкви, главным образом папства. На индуль­генции нападали и противники католичества, как еретики XII-XIII и следующих веков, так и богословы, и Соборы, тем более что в массах терялось понимание самой природы индульгенций и забывалось о ее необходимой связи с искренним раскаянием и исповедью. Некоторые отрицали возможность и даже существо­вание полных индульгенций, другие нападали на индульгенции для умерших, третьи возвышались до принципиального их отрицания Нападки на индульгенции были одним из первых моментов реформационного движения в XVI столетии.

Акцентируя самые слабые, с догматической точки зрения, стороны учения об индульгенциях следует, однако, избегать ши­роко распространенного, но неверного полемического взгляда, что индульгенция — это отпущение грехов, которое получается за деньги. Индульгенция в любом случае связана с таинством Пока­яния, то есть если человек не получил прощения за вину греха, то никакая индульгенция действенной не будет (речь идет о живущих).

Практика выдачи индульгенций существует в Римско-католи­ческой Церкви и в настоящее время. Она была предметом об­суждения на II Ватиканском Соборе (1962—1965). Некоторые участники его говорили о необходимости сделать практику выдачи индульгенций более приемлемой для религиозного сознания хрис­тиан, если уж ее никак нельзя отменить вообще раз и навсегда.

В 1967 г. папа Павел VI издал новую «Доктрину об индуль­генциях» (Indulgentiorum doctrina), согласно которой прямая зави­симость между индульгенцией и сроком пребывания в чистилище больше не фиксируется, но сама практика индульгенций сохраня­ется. Новые правила несколько ограничивают возможности полу­чения полной индульгенции, ибо то, «что даруется обильно, це­нится мало». Согласно новым правилам, католик может получить только одну полную индульгенцию в день (для себя лично или для кого-нибудь из умерших). Кроме того, отныне для получения полной индульгенции обязательно соответствующее внутреннее настроение, без которого может быть выдана лишь частичная ин­дульгенция. Согласно новому указанию, частичные индульгенции будут даваться без уточнения срока. Через предметы, освящен­ные простым священником, теперь могут даваться только частичные индульгенции. Несколько сокращена категория священных предметов, имевших до сих пор индульгенцирующую силу, исключенные из этой категории священные предметы потеряли эту силу 1 апреля 1967 г. В дополнительном разъяснении папы пре­дусмотрена возможность, в некоторых исключительных случаях, индульгенции, даже полной, без предварительной исповеди.

Едва ли нужно доказывать несоответствие всей этой практики практике Древней Церкви и ее несогласие с духом Евангелия. Даже некоторые римо-католики признают сейчас, что от форма­лизма, которым проникнута практика индульгенций, недалеко до фетишизма.

Вопрос о спасении человека — важнейшая часть христиан­ского вероучения, и именно в понимании спасения лежит одно из самых существенных вероисповедных расхождений Православия и Католичества. Как указывает патриарх Сергий (Страгородский) - «Православие и инославие противоположны между собой... как два совершенно отличных, не сводимых одно на другое, мировоз­зрения: правовое и нравственное».

Сущность спасения, по православному учению, состоит в том, что Господь Иисус Христос даровал нам силу, которой мы по­беждаем нападения диавола и делаемся свободными от страстей. Способ совершения нашего спасения — не внешнесудебный, не магический, а подразумевающий внутреннее развитие, постепенно совершающееся в человеке действием благодати Божией.

В католической же сотериологии получил преобладание раци­оналистический юридизм: в учении об искуплении, последствиях первородного греха, в теории сатисфакции. И здесь юридическое, внешнее, идея заслуги, удовлетворения, зачета получает преобла­дание над нравственным и органическо-мистическим учением о нашем спасении через воплощение, страдание и воскресение Сына Божия и через наше внутреннее органическое участие в его искупительной жертве и Его просветленной жизни. Главная опас­ность юридического учения для духовной жизни католика именно в том, что при желании человек может ограничиться только вне­шним деланием. Так что здесь имеют место великий соблазн и, в некотором смысле, победа врага рода человеческого, которые для многих и многих католиков исказили подлинный путь ко спасению.