Догмат о телесном вознесении Девы Марии на небо

 

В 1950 г. папа Пий XII провозгласил второй мариальный дог­мат — о воскресении и телесном вознесении (взятии, assumptio) Девы Марии на небо. Формулировка этого догмата допускает двоякую трактовку: она может относиться к переходу Богороди­цы в загробную жизнь как через смерть, так и помимо нее.

Новый догмат явился логическим выводом из догмата о непо­рочном зачатии, ибо если Матерь Божия была изъята из общего закона первородного греха, то Ей, безусловно, даны и дары сверхъестественные — праведность и бессмертие. Она, подобно прародителям до грехопадения, не должна была подлежать закону телесной смерти.

«Непорочная Богоматерь, Приснодева Мария, закончив путь земной жизни, была взята с душой и телом в Небесную Славу». В канонах праздника Успения есть утверждение о телесном вос­хождении Пресвятой Девы, о том же свидетельствует иконогра­фия, факт отсутствия Ее мощей. Но лишь на внешний взгляд православное учение совпадает с католическим. По сути — нет, так как римский догмат происходит от догмата о непорочном за­чатии. Если быть последовательным и в опоре на догмат о непо­рочном зачатии, католическим богословам остается два выхода.

Первый — это отрицать саму возможность смерти Божией Матери, как это делают так называемые имморталисты (immortalis — бессмертный). Однако это учение явно противоречит древнему Преданию, и прежде всего Преданию Иерусалимской Церкви о факте естественной смерти Пресвятой Богородицы. Начиная с IV столетия о том есть много святоотеческих свидетельств (св. Модест Иерусалимский, св. Андрей Критский, преп. Иоанн Дамаскин). В католичестве это течение не очень влиятельно. Если же считаться вместе с морталистами с фактом смерти Пре­святой Девы, то остается только провозгласить смерть Богороди­цы искупительной, а саму Святую Деву — искупительницей или соискупительницей, как об этом уже говорят и пишут и к чему склоняется современная католическая мариология. Этот вывод находится в исключительном, противоречии с Православным Пре­данием.