Особенности римско-католического учения о таинствах

 

Наиболее существенным догматическим расхождением между Римско-католической и Православной Церквами в учении о таин­ствах (сакраментологии) являются вопросы о их действительности и спасительной действенности.

По римско-католическому учению, для действительности та­инства требуется правильное его совершение, а также намерение совершителя совершить и намерение принимающего принять та­инство. К детям эти условия не предъявляют, но им не могут быть преподаны (как действительные) таинства Покаяния, Еле­освящения и Брака. Таинство Священства, совершенное над мла­денцем, считается совершенным в недозволенном порядке, но все же действительным (25).

Считается, что там, где вышеуказанные условия соблюдены, таинство действует само через себя (ex opere operatum), а не че­рез веру приступающего. Для действительности почти всех та­инств вера считается необязательной, для этого достаточно упо­мянутого выше намерения, даже если это намерение продиктова­но худыми целями (recta fides baptizati non requitir ad baptismum).

Спасительная действенность таинства (то есть его плоды в та­ких таинствах, как Крещение и Покаяние) ставится лишь в неко­торую зависимость от внутреннего состояния приступающего. В этом снова проявляется характерная для католицизма психология, отмеченная духом юридизма. стремлением выявить минимум обя­занностей человека и узаконить наиболее легкий способ освобож­дения грешника от наказаний за грех.

Можно привести характерный исторический пример, каковы могут быть результаты следования этому учению, с позиции кото­рого, если есть священник (канонически правильно поставлен­ный), если есть то, что называется материей таинства (скажем, вода для таинства Крещения), и если есть человек, над которым это таинство совершается, таинство будет и действительным, и спасительно-действенным, независимо от того, как человек к нему относится. Главное, чтобы не было нехотения его принять. А ве­рит человек или не верит, готов он или не готов — это не важ­но. Таинство все равно будет для него благодатно-действенным.

В истории Католической Церкви это в иные века приводило к очень тяжким печальным злоупотреблениям. В XVII-XVIII вв. некоторые католические миссионеры в Индии (иезуиты или мона­хи других орденов), когда индусы совершали ежегодное ритуаль­ное омовение в реке Ганг, под видом жрецов или простых людей, проговаривая про себя кратко формулу Крещения, как бы не­взначай водой брызгали на входящих в воду индусов. И счита­лось, что те становятся крещеными. При этом миссионеры вовсе не имели в виду какую-нибудь материальную выгоду — таковой не могло быть. Не могли они таким образом приобрести и новую паству для Католической Церкви, ибо эти индусы и субъективно, и фактически оставались индуистами. Так чем же руководствова­лись эти миссионеры? Они богословски руководствовались като­лическим учением о таинствах и верили, что, совершая таким об­разом Крещение, приносят пользу душам этих людей, приближа­ют их к Царствию Небесному. Самое страшное в этом — наи­вная вера в то, что таким образом можно ввести не имеющего никакого об этом представления человека в ограду Церкви и при­близить к спасению.

Таинство исповеди (покаяния)

 

Еще в XIII в. римско-католические богословы (Альберт Ве­ликий, Бонавентура, Фома Аквинат, Дунс Скот и др.) отстаива­ли положение, согласно которому для получения отпущения гре­хов в таинстве Исповеди не требуется глубокое сокрушение (contritio), продиктованное любовью к Богу, а достаточно неполного сокрушения, то есть более легкого сожаления о грехах (attritio), продиктованного страхом (timor simpliciter servilis) или другими моти­вами. Это положение прочно утвердилось в римско-католическом богословии. В XVI в., несмотря на то, что протестанты резко критиковали это положение как безнравственное, сущность его была подтверждена Тридентским Собором (1545—1563) (сессия XIX, канон 4).

Римско-католические богословы рассуждают так. Полное сокрушение, продиктованное любовью к Богу, примиряет человека с Богом и вне таинства. Если бы такое сокрушение было един­ственным средством получить отпущение грехов, не нужна была бы и исповедь. Смысл этого таинства в том, что оно дает воз­можность христианину получить отпущение грехов более легким способом, без полного сокрушения. «Превосходство нового зако­на как раз в том и состоит, — пишет католический специалист по этому вопросу, богослов А.Бенье, что attritio (неполное сокру­шение, не требующее от человека любви к Богу — Д.О.), не являвшееся достаточным для отпущения грехов ни в первобытной религии, ни в религии иудейской, становится достаточным в со­единении с таинством в религии христианской» (26). Таким об­разом, согласно толкованию католицизма, христианину, благодаря таинствам, можно спастись, оставаясь на более низком нрав­ственном уровне, чем представителю первобытной религии. В ис­кажении смысла таинств дальше идти некуда. Казалось бы, лю­бому христианину должно быть ясно, что таинства учреждены для нравственного совершенствования людей, а не взамен его.

В XVII в. вокруг учения о возможности получить в таинстве Исповеди отпущение грехов без любви к Богу велись споры. На­пример, против этого учения восстали янсенисты, сторонники близкого к кальвинизму богословского учения голландского рим­ско-католического епископа Янсения. Папы и римско-католичес­кие богословы осуждали янсенистов. Но и в среде самих римско-католических епископов и богословов нашлись отдельные лица, которые утверждали, что и неполное сокрушение, для того чтобы быть действенным, должно включать хоть некоторые зачатки любви к Богу. Большинство же католических богословов реши­тельно возражало против этого. Папа Александр VII, чтобы смягчить возникшие в лоне самой Римско-католической Церкви соблазнительные споры, запретил в 1667 г. представителям обеих сторон, какое бы иерархическое положение они ни занимали, произносить осуждение на своих противников. Вместе с тем папа Александр признал, что отрицающие необходимость какой бы то ни было любви к Богу в таинстве Исповеди представляют мнение более распространенное (communior). В последующее время горячим отрицателем такой необходимости явился католический свя­той — иезуит Альфонс Лигуори (XVIII в.), считающийся у ка­толиков величайшим авторитетом по вопросам морали.

Надо ли говорить о том, насколько чужда Православию вся атмосфера подобного богословствования?