Таинство священства

 

Особенностью римско-католического воззрения на таинство Священства является принцип безбрачия духовенства, так назы­ваемый целибат, возведенный папой Григорием VII в закон.

Объединяя под именем «николаитов» священников-блудодеев со священниками женатыми, он запретил в 1074 г. браки духо­венства, а затем усилил этот закон суровыми дисциплинарными мерами и призывами мирян не повиноваться клирикам – Николаитам и не принимать от них таинств.

Ни Евангелие, ни другие Писания апостольских времен не заключают в себе никаких указаний, дающих основание считать брак преградою к исполнению священнических обязанностей. На­оборот, даже считающийся у католиков основателем папства апо­стол Петр был женат, как о том свидетельствует Священное Пи­сание (ср. Мф. 8, 14). В Восточной Церкви обет безбрачия рас­пространяется только на епископов.

Установление этого противоестественного требования римско­го престола имело следствием упадок нравов в среде средневеко­вого духовенства и послужило предметом порицания и протеста в эпоху реформации Римско-католической Церкви со стороны гуси­тов, лютеран и др. В папской булле 1054 г., увековечившей цер­ковный разрыв, нарушение этого принципа рассматривается как ересь николаитов.

В дополнение к существовавшим в Древней Церкви степеням священства в Римско-католической Церкви был введен сан кар­динала. Это высшие духовные лица, принадлежащие ко всем трем степеням священства и занимающие иерархически место непос­редственно за папой, выше всех архиепископов и епископов. С XI в. и по настоящее время кардинальской коллегии принадлежит право выбора папы. Папа может быть выбран лишь из числа кардиналов.

в средние века римские кардиналы (папские клирики), даже не имея епископского рукоположения (пресвитеры, диаконы, ипо­диаконы) по определению пап (Евгения IV и др.) занимали мес­та выше епископов и патриархов. С 1962 г. все кардиналы имеют епископский сан.

Кардиналы назначаются папой и имеют право на символиче­ские регалии и привилегии. Число кардиналов, по декрету папы Сикста V (1586), было определено в 70 (по числу 70 старейшин израильских и 70 учеников Христовых), из них 6 кардиналов-епископов, 50 кардиналов-священников и 14 кардиналов-диаконов. Однако впоследствии, особенно в XX столетии, их число заметно увеличилось и ныне превышает двести человек. Кардиналы вместе с папой образуют так называемую священную коллегию, помогают ему в важнейших делах (causae majores) и занимают важнейшие должности папского управления.