ОСОБЕННОСТИ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОГО НРАВОУЧЕНИЯ

Неодинаковое толкование основного содержания норм нрав­ственной жизни Восточной и Западной Церквами проявилось очень рано. Идеалом нравственности для восточного христианства всегда был монашеский идеал аскетического делания и удаления от мира. Пост, молитва, созерцание, мир, размышление о вечном, толкование жизни только как приготовления к вечности — тако­вы признаки высшего христианского идеала на Востоке.

У католиков дух юридизма вторгся и в эту область. Римско-католическая система морали рассматривает добрые дела как зас­луги, дающие человеку право на получение награды от Бога.

Добро рассматривается не как самоцель, а как средство, нравственность — как сумма известных поступков. В этом легко убедиться, познакомившись с римско-католическими руководства­ми по вопросам морали.

Например, в канонах Тридентского Собора (1545—1563) име­ется такая угроза: «Если бы кто сказал... что тот, кто имеет веру без любви (sine charitate), не является христианином, да будет анафема» (VI сессия, 28 канон). Сколько раз в течение пяти лет обязательно надо полюбить Бога? Такие удивительные вопросы можно встретить на страницах этих руководств.

На нравственное поведение в жизни римско-католические мо­ралисты склонны смотреть скорее как на тяжкую обязанность че­ловека по отношению к Богу, а роль Церкви видеть в облегчении этой обязанности. Послушание церковному руководству, выпол­нение его предписаний дает человеку, по их понятиям, возмож­ность спастись, то есть избавиться от наказаний относительно бо­лее легким способом. Что требуется от грешника, по римско-ка­толическому учению? Во-первых, покаяние, во-вторых, удовлет­ворение. Но в таинстве Исповеди достаточно покаяния и несо­вершенного (attritio), продиктованного не любовью к Богу, но лишь чувством страха, а от необходимости принести удовлетворение католику можно избавиться посредством индульгенций за счет «сокровищницы заслуг».

Римский католицизм проповедует среди своей паствы ряд ме­тодов, позволяющих грешнику прикрыть сомнительную нрав­ственность своего поступка некими уловками, усыпляющими ре­лигиозную совесть.

Еще в XVII столетии возник так называемый метод пробаби­лизма, согласно которому человек может совершать поступки, нравственно сомнительные, против которых возражает и его соб­ственная совесть, и авторитетные моралисты, если в защиту допу­стимости такого поступка он может сослаться На мнение других моралистов, хотя бы даже менее авторитетных. Неприятие этого метода было осуждено папой Александром VII. Моральные пра­вила такого рода создавались, конечно, не с сознательным наме­рением расшатывать моральные устои верующих, а якобы ради укрепления связи людей с Церковью, ради возможно более пол­ного господства над их душами.

Второй метод — направления намерения. Делая что-либо запрещенное заповедью Божией, нужно предлагать своей мысли как цель что-нибудь, что само по себе не греховно. Тогда все совершаемое теряет характер греховности. В качестве примера можно привести слова одного из авторитетнейших католических моралистов XVIII столетия — канонизированного святого Аль­фонса Лигуори: «Убийство обидчика воспрещается как отмщение, но, по правдоподобному учению, то же убийство и в тех же об­стоятельствах совершенное, разрешается как оборона чести оби­женного». Другой пример: «Кто наслаждается преступной связью с замужней женщиной, но не как с замужней, но как с красави­цей, следовательно, абстрагируясь от обстоятельств замужества, тот грешит не прелюбодеянием, а простым блудом». Подчерки­ваю, святой Римско-католической Церкви, сам безусловно чело­век высокой жизни, считает тем не менее возможным предлагать как моральную норму вот такие конкретные примеры. Еще один пример: «Позволительным является сыну отвлеченным промыслом желать отцу своему смерти, конечно не как зла для отца, но как добра для себя, ради отдельного значительного наследства». Это XIX век, немец Бузенбаум, автор сочинения по нравственному богословию. Доктрина эта не отвергнута и поныне. В современ­ных Руководствах по католическому нравственному богословию приводятся примеры тех или иных ситуаций, казусов с рекомендациями, как следует поступать в соответствии с тем или иным правдоподобным учением.

Это учение не следует слишком упрощать, полагая, что такого рода доктрина принимается для разложения нравственности. Это абсурд. Никакое священство, никакая Церковь не желала бы нравственного умаления своей паствы. Она применяется потому, что антропологически человек оценивается как очень слабое су­щество, и с целью удержания его хотя бы в очень широких цер­ковных пределах, чтобы он вообще не ушел из Церкви или не впал в отчаяние, и возникает такого рода казуистическая мораль, как подтасовка намерений. Это не значит, что все католики руко­водствуются ими, но тем не менее, эта доктрина официально не осуждена до сих пор.

И, наконец, третий прием, который называется ментальной, или умственной, резервацией. Она означает сознательное введе­ние ближнего в заблуждение тем, что часть мысли договаривается про себя, а не вслух. Таким образом, лжи как будто бы и нет. Тем не менее, ближнему внушается убеждение, прямо противопо­ложное истинному. Проиллюстрировать этот прием можно следу­ющими примерами. В книге, изданной в 1821 г. канонистом-католиком Гюри, приводится такой пример со ссылкой на труд Лигу­ори: «Анна совершила прелюбодеяние, но на расспросы мужа, у которого явилось подозрение, она ответила первый раз, что она не нарушила брака. Во второй же раз, когда она получила уже на духу разрешение от греха своего, она ответила: «Я не виновна в сем преступлении». Наконец в третий раз, так как муж продол­жал настаивать с расспросами, она решительно отрицала, сказав:

«Не совершала я», подразумевая про себя: «Такого прелюбодея­ния, в котором я должна бы сознаться» или «которое я должна бы тебе открыть». Спрашивается, виновата ли Анна? Ответ: во всех трех случаях Анна может быть оправдана от обвинения во лжи. Именно в первом случае она могла сказать, что не наруши­ла брака, прибавив про себя: «Если он существует ненарушимым до сего дня». Во втором случае она могла сказать, что она непо­винна в грехе прелюбодеяния, раз по принесении исповеди и по получении отпущения совесть ее больше не отягчалась сим грехом и поскольку она имела моральную уверенность, что он ей отпу­щен. Более того — она могла даже утверждать сие с клятвою (Альфонс Лигуори, № 162). В третьем случае она даже с вероя­тием могла отрицать, что совершила прелюбодеяние, подразумевая: «Так, чтобы быть обязанной открыть грех мужу». Таким же образом виноватый может сказать судье, незаконно его запраши­вающему: «Я не совершил преступления», подразумевая: «Я не совершил такого преступления, которое я бы был обязан тебе от­крыть» (Альфонс Лигуори, № 173 и др.). Таков пример истол­кования того, что называется ментальным резервированием.

Можно привести другой, исторический, пример из новейшей истории. Когда вXX столетии к власти в Италии пришли фаши­сты во главе с Муссолини, тогдашний римский папа разрешил итальянской молодежи вступать в фашистские молодежные орга­низации и принимать клятву, но делая про себя мысленную ого­ворку, вот эту самую ментальную резервацию: «Принимаю эту клятву кроме всего того, что относится к закону Католической Церкви», то есть «де-факто» это было разрешено при условии такого рода внутренней оговорки. Эта одна из немногих офици­альных общих резерваций, которые были разрешены папой.

Весьма далекий от Евангелия дух таких моральных наставле­ний, к счастью, не охватил собой всей жизни Римско-католичес­кой Церкви. Многим плодам праведности можно учиться у наших братьев-католиков. Практически часто сами они гораздо ближе к Евангелию, чем официальные указания и правила их Церкви, вы­зывающие порой у них самих некое смущение и недоумение. О неприемлемых для своего христианского сознания правилах своей Церкви иногда католики просто-напросто забывают. Да и само руководство Римско-католической Церкви уже озабочено тем, чтобы придать некоторым из таких правил не такую явно начет­ническую форму.