Преобладающей формой таинства Крещения в Римско-католической Церкви является обливание. По словам же апостола Павла, в Крещении человек спогребается Христу, чтобы стать участником Его Воскресения (ср. Рим. 6,4; Кол. 2,12). Принятая Православной Церковью погружательная форма Крещения является лучшим выражением идеи полного обновления человека. О том, какое значение придавала Церковь именно этой форме Крещения, говорят обычаи и правила Древней Церкви (Неокес. 12) и даже ее архитектурные памятники. Крещальни (баптистерии) всегда оборудовали с особою любовью; их украшали иконами и символическими изображениями, облицовывали и отделывали мрамором, мозаикой. В центре они имели специальный благоустроенный бассейн для погружений.
При крещении по латинскому обряду употребляется Крещальная формула, произносимая от первого лица: «Я тебя крещу во имя...» Тут уместно вспомнить слова св. Иоанна Златоуста о том, что и Христос сказал апостолам не «Я вас крещу Духом Святым», а «имате креститися», а также слова блаж. Августина о том, что Христос сказал жене-грешнице не «Я отпускаю ее грех», а «отпускаются греси ея мнози».
Преимущественным совершителем таинства Миропомазания в латинском обряде является епископ. Формула этого таинства на Западе теперь почти та же, что и у православных, совершается оно в латинском обряде отдельно от крещения — по достижении крещеным отроческого возраста и носит название конфирмации (confirmatio). Осуществляется оно через помазание миром и возложение рук. Православная Церковь руководствуется в этом вопросе 48-м правилом Лаодикийского Собора (2-я пол. IV в.).
Евхаристия в латинском обряде совершается на опресноках. Моментом пресуществления считается произнесение священником слов «приимите ядите...» и «пийте от нея вси...» Призывание Св. Духа (эпиклеза) в тексте Евхаристического Канона в латинском обряде отсутствуют. Миряне на Западе обычно причащаются только под одним видом — хлебом, а младенцев вообще не причащают.
Для православных опресноки являются символом ветхозаветной Пасхи. С ними были связаны воспоминания о горькой работе египетской. Но, как говорит апостол Павел, «древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5, 17). Новая Пасха — залог будущего Воскресения.
В новозаветной Церкви Евхаристию совершали на том хлебе, который в храм приносили верующие, и предназначался не только для Евхаристии, но и для общей трапезы — агапы. это был обычный хлеб.
Есть основание считать, что и Христос совершил таинство на обычном хлебе, поскольку Тайная вечеря происходила не 14-го, а 13-го нисана, то есть накануне того дня, когда евреи Пасху совершали (св. Ин. 18, 28; 19, 31). Нигде не сказано, что Христос для совершения этого таинства взял опреснок, а говорится, что взял хлеб (артос).
Папа Лев IX (1048—1054), возражая против совершения Евхаристии на квасном хлебе, ссылался на апостола Павла, который призывал коринфских христиан праздновать Пасху «в безквасии» нравственной чистоты (1 Кор. 5, 8). Но, говоря в данном случае о духовной жизни, апостол лишь воспользовался символом, близким и понятным для христиан из иудеев. В известной булле с проклятиями, которой в 1054 г. легаты Льва IX увековечили разрыв Церквей, взгляд восточных христиан на квасной хлеб приравнен к манихейству. Примечательно, что в ответном акте патриарха Михаила Керуллария и его синода вопрос об опресноках и квасном хлебе обойден полным молчанием.
По свидетельству Писания, на Тайной вечере Христос сначала возблагодарил, то есть совершил евхаристическую молитву, после чего, причащая учеников, произнес слова «приимите ядите...» и пр. В чине православной литургии эти слова входят в воспоминательную часть евхаристической молитвы (...в нощь, в нюже предаяшеся... прием хлеб во святыя Своя и пречистыя и непорочные руки, благодарив и благословив, освятив, преломив, даде святым Своим учеником и апостолом рек: «Приимите, ядите...»), самая же молитва о ниспослании Св. Духа и о преложении даров следует далее: «Поминающе убо сию спасительную заповедь... еще приносим ти словесную сию и безкровную службу... и просим, и молим, и мили ся деем, низпосли Духа Твоего Святого на ны и на предлежащия Дары сия и сотвори убо хлеб сей...»
Между тем римо-католики даже в чине восточной литургии приписывают тайносовершительную силу словам «приимите ядите...» и «пиите от нея вси...», игнорируя весь предшествующий и последующий контекст, а в чине латинской мессы призывание Св. Духа (эпиклеза) и слова преложения отсутствуют вообще.
Слова «пийте от нея вси» мы воспринимаем как призыв, обращенный ко всем. Св. Иоанн Златоуст пишет: «В Ветхом Завете одно вкушал священник, другое приносящий жертву... мы же все вкушаем от одного хлеба и от одной чаши». Как известно, за Допущение к чаше мирян в XV в. выступал чешский римско-католический священник Ян Гус и его последователи, но безуспешно. В настоящее время в Римско-католической Церкви миряне допускаются к Причащению под двумя видами только в особых исключительных случаях.
Материю католического таинства Покаяния составляет наряду с сокрушением и исповедью, satisfactio — налагаемая священником епитимья.