Реформационные течения внутри англиканства

 

Помимо сформировавшегося внутри англиканства и выделив­шегося в самостоятельную организацию течения кальвинистского Направления — пуритан (см. раздел «Распространение и развитие Кальвинизма. Гугеноты. Пуритане»), разделившегося на умеренных пресвитериан и более радикальных индепендентов, в самой Англиканской Епископальной Церкви образовались и по сей день существуют течения, по-разному относящиеся к спорным вероучительным вопросам.

Высокоцерковники — это протестантская церковная аристок­ратия, подчеркивающая типичные особенности англиканства, государственный характер Церкви, супрематию короны, привилегии членов Церкви по сравнению с диссентерами, епископализм и связь со средневековой и Древней Церковью в богослужении и организации. Основная идея высокой Церкви: противодействуя крайностям протестантства, отстоять и сохранить в Англиканской церкви все, что в ней содержится от древних времен, приближение ее к традиции и практике Вселенской Церкви до ее разделе-. Высокая Церковь стремится к возможно лучшему сохранение католических традиций, принимает учение об оправдании верой и делами, отстаивает авторитет Церкви, подчеркивает значение иерархического преемства, отвергает кальвинистические взгляды. Это течение ближе всего к Православию. Высокую церковь можно назвать англиканством в собственном, изначальном смысле слова. В момент своего выступления в конце XVII в. высокоцерковная партия не могла еще окончательно освободиться политики. Высокоцерковники вошли в ряды консерваторов и как сторонники авторитета и прав короны и Церкви. Низкоцерковники представляют собой крайние течения протестантизма с его учением об оправдании одной верой и о Библии как единственном источнике вероучения. Из книг Священного Писания особенным уважением у них пользуется Пятикнижие Моисея, хотя в теории новозаветные книги ставятся выше ветхозаветных. Низкоцерковники с конца XVII в. вербовались в тех ах, которые при Стюартах пополнялись пуританами. Заметными очертания партии делались потому, что в политике они сливались с вигами. Низкоцерковники входили в господствующую церковь, признавали ее учреждения, но не придавали им такого значения, которое исключало бы другие ответвления протестантизма. К середине XIX в. низкая Церковь численно уменьшилась тала растворяться в широкой Церкви. Представители низкой церкви называют себя евангеликами. Широкоцерковники — это, собственно говоря, не партия, а равнодушная к религиозно-церковным вопросам масса, которую часто называют «индифферентной Церковью». Они стремятся к единению всех течений на основе веротерпимости. Предоставили широкой Церкви считают, что спорить из-за догматических разногласий не стоит: все христиане — братья между собой и осознание своего братства они должны обнаруживать в жизни через оказание взаимной помощи, особенно в религиозно-нравственном отношении. Пренебрегая основами веры, данной Хрис­том, отрицая догматику, широкая церковь воспринимает христианство лишь как нравственное учение, лишенное своего источника и своей основы, — «мораль без догмы».

Помимо изложенных в предыдущих разделах течений, Англи­канская Церковь вызвала к жизни ряд общин (сект), основные вероучительные принципы которых имеют определенные особен­ности, послужившие причиной их отделения от этой Церкви. Наиболее важными и широко распространенными являются бап­тизм и методизм.