Протестантизм на современном этапе

 

В протестантизме следует различать два разных направления: ортодоксальный протестантизм последователей Лютера и Кальви­на и так называемый модерный протестантизм, широко распрост­раненный в настоящее время. Отличительная особенность этого нового направления состоит в том, что каждый отдельный чело­век, его личные переживания становятся мерою вещей, а необхо­димость пополнения индивидуального разума, познание Истины соборным церковным разумом отвергаются. Этим религиозным субъективизмом современный протестантизм вступил в резкое противоречие Лютеру и даже Кальвину, ибо эти «отцы протес­тантизма» были побуждены к выступлениям против римского уче­ния, против юридизма и пассивного восприятия благодати, созна­нием все превозмогающей, не подлежащей человеческому учету силы Божией, перед которой должно умолкнуть ничтожное чело­веческое «я». Но самое начало религиозному субъективизму было все же положено Лютером, его отрицанием предания и «выпаде­нием из опыта Церкви».

Субъективизм превращает религию в лишенные твердой осно­вы, меняющиеся переживания отдельных, между собой не связан­ных, личностей, а возведенный в принцип субъективизм распыля­ет веру: отсюда вместо единого «столпа и утверждения истины», вместо единого целого — Тела Христова — море сект, которые и учении о вере и Церкви зашли дальше Ватикана и изначально­го протестантизма. В протестантизме не Священное Писание и не опыт Церкви определяют богословское мышление, а, 165наобо­рот, последнее определяет достоверность первого. Для доказа­тельства этого предвзятого положения протестантские богословы выбирают из Священного Писания те тексты, которыми его мож­но подтвердить. При этом они берут эти тексты отрывочно, вне всякой связи с контекстом, с общим составом повествования Священного Писания. Естественно, что смысл при этом искажа­ется или толкуется превратно.

Характерной чертой современного протестантизма является также искаженное, примитивное понимание учения Церкви о спа­сении. У протестантов (практически у всех) в учении о спасении каждого человека и всех христиан вместе есть совершенно осо­бенный тезис: человек спасается только верой. В более упрощен­ном виде это можно услышать от какого-нибудь нынешнего ино­земного проповедника в такой формулировке: «Прими Христа как своего личного Спасителя, прими Его сейчас, уверуй, и ты будешь тотчас же спасен», будешь спасен в тот момент, когда ты уверовал и принял Христа как своего личного Спасителя. Этот протестантский постулат, согласно которому человек спасается не верой, споспешествуемой делами любви и милосердия, а только верой самой по себе, не просто заблуждение, которое мы должны отметить, а вещь глубинно трагичная, потому что из этого учения проистекают очень печальные для нравственного облика протес­тантов выводы.

Можно заметить, что западные протестанты отличаются от нас внешне беззаботным настроением, они всегда улыбаются и всегда радостные. Это оттого, что они считают себя уже спасен­ными. Католики — нет; католики знают, что это дело непростое. А протестанты как братья во Христе помогают всем, помогают и нам, искренне считая себя уже спасенными. И это очень печаль­но. Потому что, значит, понятие об аскезе, понятие о борьбе со грехом, часто многолетней, тяжкой, с потом и кровью, о преодо­лении греховного начала в самом себе, собственных страстей и греховных навыков у них полностью отсутствуют. Если человек уже спасен, то как можно серьезно относиться к какому-то аске­тическому деланию? Поэтому у протестантов и нет постов, нет внешних мер воздержания, поэтому и богослужения воспринима­ются как некоторая дань, которую нужно отдать Богу, а не как средство внутреннего аскетического возрастания. Поэтому у них отсутствует понятие об утреннем и вечернем келейном правиле.

Тем самым вся история протестантизма свидетельствует, что отрыв от подлинной церковности, от Священного Предания приводит, как бы ни были искренни побуждения вождей протестан­тизма, не к возрождению апостольской простоты и чистоты веро­учения и жизни, а к еще более очевидному, чем даже в католи­цизме, искажению учения Древней неразделенной Церкви.

Экуменическое движение декларирует своей целью достижение возможно более полного единства между последователями различных христианских исповеданий. Движение это зародилось в протестантском мире в начале текущего столетия.

Термин «экуменический» (вселенский) приобрел в связи с этим движением новый смысл, отличный от того, какой это слово имело в церковной жизни до этого. Первая конференция представителей различных христианских исповеданий в Эдинбурге (1910) проходила без участия право-равных и занималась лишь вопросами протестантского сотрудничества в миссионерской деятельности.

Вскоре определились два главных русла экуменического движения, ставших известными под названиями «Вера и строй» (Faith and Order) и «Жизнь и деятельность» (Life and Work). Первое нанимается вопросами единства веры и церковности, второе — вопросами практической деятельности.

Подготовительная конференция экуменического движения с участием представителей Православной Церкви происходила в Женеве в 1920 г.

Первая международная конференция движения «Вера и строй» проведена с участием православных в Лозанне (Швейцария) в 1927 г. Протестантский мир впервые встретился тогда с Православием на таком широком форуме для обсуждения догматических вопросов. На форуме были рассмотрены вопросы о Церкви, об общецерковном исповедании веры, о таинствах. Представители Православной Церкви не согласились тогда с резолюциями, предложенными протестантским большинством.

Вторая конференция движения «Вера и строй» происходила в Эдинбурге (Англия) в 1937 г. Темами обсуждения были благо­дать, Церковь и слово Божие, таинства, единство. По вопросу интеркоммуниона (обращения в таинствах) православные заявили, что евхаристическое общение может быть только «венцом», «за­вершением истинного и реального единства, а не инструментом в пользу этого единства». Православные представители занимали особую позицию по многим вопросам и на последующих конфе­ренциях движения «Вера и строй».

В 1948 г. был учрежден Всемирный Совет Церквей. Он при­нял на себя функции движения «Жизнь и деятельность» при со­хранении в определенных границах самостоятельности движения «Вера и строй».

Русская Православная Церковь примкнула к экуменическому движению в 1961 г., вступив во Всемирный Совет Церквей на Всемирной ассамблее в Нью-Дели. На этой ассамблее Совет был объявлен «братским союзом Церквей, который исповедует Господа нашего Иисуса Христа Богом и Искупителем, согласно Писанию, и старается ответить на их общее призвание во славу Единого Бога, Отца, Сына и Святого Духа». Всемирный Совет Церквей может действовать от имени Церквей только по их по­ручению, не может для Церквей «составлять законы».

Римско-католическая Церковь во Всемирный Совет Церквей не входит, но представители ее являются полноправными членами секретариата движения «Вера и строй» и некоторых других ответ­влений Всемирного Совета Церквей.

Участие Поместных Православных Церквей в экуменическом движении имеет чрезвычайно большое значение для общехристи­анского дела. Благодаря этому голос Православной Церкви слы­шен сейчас на экуменических форумах при обсуждении весьма важных вопросов.

Протестанты склонны считать закономерным существующее сейчас положение в христианском мире — дробление, Церкви Христовой на конфессии. Они придерживаются в этом вопросе так называемой "теории" ветвей (branch theory), согласно которой различные христианские исповедания не что иное, как ветви еди­ной Церкви Христовой. Поэтому протестанты в большинстве своем стоят за интеркоммунион, то есть за евхаристическое об­щение представителей различных конфессий. Православные счи­тают конфессиональное дробление совершенно несогласным с во­лей Божией и природой основанной Христом Церкви, а интер­коммунион невозможным. В качестве основы, на которой следует строить единство христиан, православные предлагают веру и нор­мы церковности Древней, исторической, Церкви, не подвергнув­шейся еще последующим разделениям. «Теорию ветвей» и интеркоммунион Православная Церковь считает несовместимыми с этой верой и этими нормами.

Существеннейшими признаками истинной Церкви Правосла­вие считает историческую непрерывность ее бытия и апостоль­ской преемственности, а также верность ее изначальному сокро­вищу церковности. Православная Церковь при всех наших чело­веческих слабостях и недостатках является той горой дома Гос­подня, которая возвышается над прочими горами и холмами, то есть только она является единственным прямым, без отклонений, продолжением Церкви апостольской как единственная Святая Соборная и Апостольская Церковь.