Православием и католицизмом

 

Опираясь на древнецерковные вероучительные тексты, православные христиане исходят в своем учении о Церкви из того. Что Церковь — это высшая святыня на земле, это царство Духа Святого, реализация обетовании Христовых об «ином Утешите­ле», пребывающем с нами вовек (Ин. 14, 16). В Церкви все при­званы к жизни в Духе. Духоносным является все Тело Церкви, Таким образом, вера православная — это вера кафолическая, то есть общая вера Церкви, состоящей из многих членов, объеди­ненных любовью и единомыслием. Эта вера хранится в их сердцах, согласно пророчеству Иеремии о Новом Завете: Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Гос­подь: вложу законы Мои в мысли их и напишу их на сердцах их (Иер. 8, 10).

В отличие от православного римско-католическое учение, при­знающее единоличную власть папы над Церковью, ставит Цер­ковь в приниженное положение, так как обрекает ее членов на безоговорочное и слепое послушание папе, совесть церковную — на молчание. Все это находится в противоречии с духом христи­анской свободы, с духом Нового Завета.

По Слову Божию, Церковь есть столп и утверждение истины (1 Тим. 3, 15), она Тело Христово, полнота Наполняющего все во всем (Е.ф. 1, 23). Истина живет в недрах Церкви. Столпом я утверждением истины является Церковь в святой объединенности ее чад. «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы Отца и Сына и Святого Духа», — призывает Церковь. Римско-като­лическое учение столпом и утверждением истины делает самого папу, а Церковь лишает ее главной функции. В римском католи­цизме вера в святость католической (соборной), то есть всеоб­щей, Церкви подменена верой в непогрешимость папы.

Следующий важный момент православного учения о Церкви, не принятый католицизмом, — незыблемость догматических ос­нов. Как сказано в «Окружном Послании восточных патриархов (1848), исторический путь Православной Церкви показал, что «У нас ни патриархи, ни Соборы не могли ввести что-нибудь новое, потому что хранителем благочестия у нас является самое Тел» Церкви, то есть самый народ». Истинной Церковью является та, которая продолжает жить духоносной жизнью, начатой в великий день Пятидесятницы.

И, наконец, еще одно принципиальное разногласие между православным и католическим пониманием учения о Церкви — вопрос церковного единства.

О том, каково то единство, которое должно проявляться в жиз­ни Церкви, говорит Сам Господь: Как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино... да будут едино, как Мы едино (Ин. 17, 21-22). Не единство внешнее, основанное на подчи­нении всех одному (одному апостолу или одному епископу), должно быть основой единства церковного, а единство внутреннее, орга­ничное. Образом его является триипостасное единство, превосхо­дящее разум человеческий. Святым Духом души наши животво­рятся, возвышаются, озаряются тройческим единством, и мы ста­новимся участниками жизни церковной, таинственной, несущей на себе отблеск взаимоотношений между Лицами Святой Троицы.

Православие особую роль в деле утверждения церковного единства отводит иерархии. Не отвергает оно и всего того, что в плане естественном, человеческом служит делу единства церков­ного, но производное подчиняет основному.

Римский католицизм понимает единство как безоговорочное подчинение всех одному. Истинная Церковь для католика та, ко­торая во всем подчиняется папе. Дело выглядит почти так, как если бы в тех случаях, когда требуется различать между добром и злом, правдой и неправдой, в папе видели средоточие всей духоносности Церкви и единственного обладателя истины.

Римо-католикам Церковь представляется не как воплощение троической жизни в мире, а как монархическое государство, в кото­ром все подданные подчинены одному обладателю абсолютной власти.

Перед нами, следовательно, тут два совершенно различных образа Церкви и два различных понимания ее единства.