Содержит ли слово Священного Писания в себе одном многие смыслы?

 

Представляется, что слово Священного Писания не содержит в себе одном многие смыслы, а именно исторический или буквальный, аллегорический, тропологический или моральный и анагогический.

 

1. Ведь многоразличие смыслов в одном изречении порождает путаницу и ложь и подрывает прочность аргументации, так что последовательность утверждений представляет собой не доказательство, а софизм. Но Священное Писание должно быть способно явить истину, не смешанную ни с какой ложью. Следовательно, в нем в одно слово не должны вкладываться многие смыслы.

2. Кроме того, Августин говорит в книге “О пользе веры”, что “Писания, именуемые Ветхим Заветом, повествуют четырьмя способами: а именно, согласно истории, согласно этиологии, согласно аналогии, согласно аллегории”.[30] Представляется что эти типы повествования совершенно другие, чем названные выше. Так что, кажется, не подобает, чтобы одно и то же слово Священного Писания объяснялось в четырех указанных выше смыслах.

3. Далее, помимо того находят еще смысл параболический, не содержащийся среди тех четырех.

 

Напротив,Григорий говорит: “Священное Писание самим характером своей речи превосходит все науки: ибо в одном и том же речении, повествуя о конкретном деянии, передает тайну”.[31]

 

Отвечаю: Следует сказать, что автор Священного Писания – Бог, в чьей власти приспособить для обозначения не только звуки (это может делать и человек), но также и сами вещи.[32] Поэтому, тогда как во всех науках для обозначения служат звуки, священная доктрина имеет то свойство, чтобы сами вещи, обозначенные звуками, также [в свою очередь] нечто обозначали. Первого типа обозначение, [а именно] когда звуки обозначают вещи, соответствует первому смыслу, смыслу историческому или буквальному. А то обозначение, когда вещи, обозначенные звуками, в свою очередь обозначают другие вещи, называется смыслом духовным;он базируется на буквальном и подчиняет его себе.