О Боге, существует ли Бог.

Главное назначение священной доктрины - учить познанию Бога, и не только познанию того, чтo Он есть в себе, но и познанию Бога, поскольку Он является началом и конечной целью вещей, в особенности же разумной твари, как явствует из вышесказанного (ST I, 1, 7). Потому при изложении этой доктрины, речь пойдет, во-первых, о Боге, во-вторых, о движении разумной твари к Богу (in Deum), в-третьих, о Христе: поскольку Он человек, Он есть путь, которым нам надлежит устремляться к Богу.

Рассуждение о Боге будет представлено в трех частях. Во-первых, рассмотрим то, что относится к Божественной сущности; во-вторых, то, что относится к различию лиц (I, 27); в-третьих, то, что относится к происхождению от Него творений (I, 44).

Относительно Божественной сущности следует рассмотреть, во-первых, существует ли Бог; во-вторых, каким образом Он существует, или, лучше сказать, как Ему не свойственно существовать (I, 3); в-третьих, надобно будет рассмотреть то, что относится к Его действиям (ad operationem ipsius), а именно, знание, волю и могущество (potentia).

Что касается первого, то обсуждаются три вопроса.

Во-первых: самоочевидно ли (per se notum), что Бог существует.

Во-вторых: доказуемо ли это.

В-третьих: существует ли Бог.