О простоте Бога.

Когда выяснено, что нечто существует, ставится вопрос о том, как оно существует, чтобы узнать, чтo оно есть. Но поскольку о Боге мы не можем знать, чтo Он есть, но только чтo Он не есть, мы можем исследовать о Боге, не каким Он является, а скорее, каким не является. Итак, надо исследовать, во-первых, каким Он не является; во-вторых, как познается нами (Вопрос 12); в-третьих, как именуется (Вопрос 13).

Можно показать, каким Бог не является, отрицая относительно Него все не подобающее Ему, как, например, составленность, движение и тому подобное. Во-первых, исследуется вопрос о простоте Бога, благодаря которой устраняется составленность. А поскольку простые [элементы] в вещах телесных являются несовершенными и суть части, то, во-вторых, исследуется вопрос о совершенстве Бога (Вопрос 4), в-третьих, вопрос о Его бесконечности (Вопрос 7), в-четвертых, о неизменности (Вопрос 9), в-пятых, о единстве (Вопрос 11).

Что касается первого, то обсуждаются восемь вопросов.

Во-первых: является ли Бог телом.

Во-вторых: состоит ли Он из формы и материи.

В-третьих: состоит ли Он из чтойности, - или сущности, или природы, - и лежащего в основании (основы - suppositum).

В-четвертых: состоит ли Он из сущности и существования.

В-пятых: состоит ли Он из рода и видового отличия.

В-шестых: состоит ли Он из подлежащего и акциденции.

В-седьмых: есть ли в Нем какая-либо составленность или Он всецело прост.

В-восьмых: входит ли он в соединение с другими.