Входит ли Бог в состав других вещей?

 

Представляется, что Бог входит в состав других вещей.

 

1. Ибо Дионисий говорит в сочинения О небесных иерархиях (гл. 4): “Бытие всех есть то, что выше бытия - Божественность (deitas)”[62]. Но бытие всех вещей входит в состав всего. Поэтому Бог входит в состав других вещей.

2. Кроме того, Бог есть форма. Ведь Августин говорит в книге О Слове Божием, что “Слово Бога (которое есть Бог) является несотворенной формой”.[63] Форма же - часть составного. Поэтому Бог - часть чего-то составного.

3. Кроме того, все, что существует, никак не отличаясь одно от другого, - это одно и то же. Но Бог и первая материя существуют и никак не отличаются друг от друга. Поэтому они тождественны. Но первоматерия входит в состав вещей; а потому входит и Бог. Доказательство меньшей посылки [что Бог и первоматерия никак не отличаются друг от друга]: если вещи различаются, они отличаются некоторыми отличиями, а потому должны быть составными. Но Бог и первоматерия совершенно просты. Поэтому они никак не отличаются друг от друга.

 

Напротив, Дионисий говорит в сочинении О Божественных именах (гл. 2): “Не может быть никакого прикосновения к Нему”, т.е. к Богу, “и никакого иного приобщения, как бы посредством присоединения к [Его] частям [64] ”.[65]

Кроме того, “первая причина правит всеми вещами, не смешиваясь с ними”, как говорится в книге О причинах .[66]