Является ли Бог совершенным.

 

Представляется, что совершенство не принадлежит Богу.

 

1. Ведь совершенным называется нечто [вполне завершенное], как бы сделанное полностью. Но быть сделанным [или завершенным] не приличествует Богу. Поэтому Он не является совершенным.

2. Кроме того, Бог есть первое начало вещей. Но представляется, что начало вещей является несовершенным; подобно семени, которое является началом и для животных и для растений. Поэтому Бог несовершенен.

3. Кроме того, выше показано (3, 4), что сущность Бога есть само бытие. Но бытие кажется наиболее несовершенным, так как оно является самым общим (communissimus) и принимающим любые добавления. Поэтому Бог несовершенен.

 

Напротив, написано: “Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный” (Матф. 5, 48).

 

Отвечаю: Надобно сказать, что, согласно повествованию Философа в книге XII Метафизики (гл. 7; 1072 b 30-32), некоторые древние философы, а именно пифагорейцы и Левкипп, не именовали первоначало “лучшим” и ”самым совершенным”. И это по той причине, что древние философы рассматривали только материальное начало; а первое материальное начало наиболее несовершенно. Ведь поскольку материя как таковая только потенциальна, первое материальное начало должно быть в наибольшей степени потенциальным, и таким образом самым несовершенным.

Но Бог - не материальное первоначало, а первоначало в порядке действующей причины, которое должно быть наиболее совершенным. Ибо если материя, как таковая, потенциальна (in potentia), то действующее, как таковое, актуально (in actu). Значит, первое действующее (activum) начало с необходимостью должно быть актуальным в наибольшей степени, а потому и наиболее совершенным. Ибо вещь считается совершенной в той мере, в какой она актуальна, поскольку мы называем совершенным нечто, в котором нет недостатка ни в чем необходимом для его совершенства.

 

На первый довод следует сказать следующее. Как говорит Григорий: “Бестолково”, на что только мы и способны, “возглашаем мы” величие и превосходство Бога: “ведь то, что не создано, нельзя назвать в собственном смысле совершенным”.[71] Тем не менее, так как в произведенных вещах что-то называется совершенным, когда оно из потенции переводится в акт [т.е. актуальное состояние], то слово “совершенное” означает все, в чем нет недостатка актуальности, достигается ли это посредством созидания или нет.

 

На второй довод следует сказать, что материальное начало, которое для нас является несовершенным, не может быть просто (simpliciter) первым, но предваряется чем-то совершенным. Ведь хотя семя - начало жизни в животных [и растениях], которые рождаются из семени, однако ему предшествует животное или растение, от которого оно происходит. Ибо прежде того, что в потенции, должно быть то, что актуально; поскольку потенциально сущее может быть приведено в актуальное состояние только чем-то сущим актуально.

 

На третий довод следует сказать, чтосуществование является наисовершеннейшим из всего, ибо в отношении ко всему оно есть его акт; ведь нечто имеет актуальность, лишь поскольку оно существует. Значит, существование - это актуальность всех вещей, даже и их форм. Поэтому оно не относится к другим вещам как получающее к полученному; скорее как полученное к получающему. Так что когда я говорю о существовании человека, лошади или еще чего-то, то само существование рассматривается как формальное начало и как нечто полученное, а не как то, чему случилось существовать.