Является ли священная доктрина наукой?

Представляется, что священная доктрина не является наукой.

 

1. Всякая наука исходит из самоочевидных начал. Но священная доктрина исходит из положений веры, которые не самоочевидны: ведь они не всеми признаны, “ибо не во всех вера” (2 Фессалон. 3, 2). Так что священная доктрина не является наукой.

2. Кроме того, наука не есть знание о единичном. Священная же доктрина рассматривает единичное, например, деяния Авраама, Исаака и Иакова и тому подобное. Поэтому священная доктрина не является наукой.

 

Напротив, Августин говорит (XIV De Trinitate): “Этой науке свойственно только то, чем порождается, вскармливается, охраняется и укрепляется спасительнейшая вера”. Ни к какой другой науке, кроме священной доктрины, это не относится. Следовательно, священная доктрина – наука.

 

Отвечаю: Следует сказать, что священная доктрина есть наука. Надобно знать, что науки бывают двоякого рода. Одни таковы, что исходят из начал, известных непосредственно в свете естественного разума, как, например, арифметика, геометрия и т.п. Другие же таковы, что исходят из начал, известных в свете высшей науки: так перспектива исходит из принципов, усматриваемых в геометрии, а музыка – из принципов, известных из арифметики. Священная доктрина – это такая наука, которая исходит из принципов, известных в свете высшей науки; эта последняя есть знание, которым обладает Бог, а также блаженные. Итак, подобно тому, как музыка принимает на веру принципы, переданные ей арифметикой, так же священная доктрина принимает на веру принципы, открытые ей Богом.

 

На первый довод, таким образом, следует сказать, что принципы всякой науки либо самоочевидны, либо сводятся к тому, что является известным (ad notitiam) для высшей науки. Таковы, как было сказано, принципы священной доктрины.

На второй довод следует сказать, что о единичном говорится в священной доктрине не потому, что она главным образом учит о единичном. Единичное присутствует то в качестве примера из жизни, как в науках нравственных; то чтобы засвидетельствовать авторитет мужей, через которых передано было нам божественное откровение, ставшее основанием Священного Писания или священной доктрины.